АНТЕЙЛ (Antheil) Джордж (8 VII 1900, Трентон, Нью-Джерси - 12 II 1959, Нью-Йорк) - американский композитор и пианист. Муз. образование получил в Филадельфийской консерватории у К. Штернберга, позже учился у Э. Блоха (композиция). В 1920 выступал как пианист в Париже, Вене и Берлине. Находясь в Зап. Европе, издал ряд фп. и оркестровых произв. конструктивистского стиля, с широким использованием приёмов джазовой музыки (пьеса «Механизмы», фп. соната «Аэроплан», 1923, и др.). Под влиянием эстетич. принципов «Шестёрки» и итал. футуристов проводил эксперименты с шумовыми эффектами - «Механический балет» («Ballet Мйcanique», пост. 1926, Нью-Йорк, Париж), в котором участвуют 10 роялей, механич. пианино, ксилофоны, электрич. звонки, автомобильные гудки, шум пропеллера и др.; «Цынгареска» («Zingareska», «Цыганская музыка», 1922) - первое симф. произв. с элементами джазовой музыки; «Джазовая симфония» для 22 инструментов (1925). Написал сатирич. и политич. оперу «Трансатлантическая» («Transatlantic», пост. 1930), муз. комедию «Елена уходит» («Helen retires», 1934); балет «Столица мира» («The capital of the world», 1953) и др. Соч. А. своею необычностью вызвали много споров и стяжали ему славу ниспровергателя традиций. С 1936 жил в Голливуде, писал музыку к фильмам. В 40-50-е гг. отказался от крайностей модернизма (симфонии 4-я и 5-я, 1943, 1945). Лит. соч.: Bad boy of music, N. Y., 1945. Г. М. Шнеерсон. |