АРАКИШВИЛИ (Аракчиев) Димитрий Игнатьевич [11(23) II 1873, Владикавказ, ныне Орджоникидзе - 13 VIII 1953, Тбилиси] - советский композитор, музыковед-этнограф, обществ. деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1929). Академик АН Груз. ССР (1950). Один из основоположников груз. нац. муз. школы. В 1901 окончил муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонического общества по классу композиции у А. А. Ильинского; теоретич. предметами занимался у С. Н. Кругликова; по композиции совершенствовался у А. Т. Гречанинова (1910-11). В 1917 окончил Моск. археологич. институт. С 1897 выступал в рус. и груз. печати по вопросам музыки. С 1901 чл. Муз.-этнографич. комиссии при Моск. университете, с 1907 - моск. Грузинского общества литературы и искусства. Общение с С. И. Танеевым, М. Е. Пятницким, А. С. Аренским, М. М. Ипполитовым-Ивановым определило прогрессивный характер муз.-обществ. деятельности А.- одного из организаторов Моск. нар. консерватории (1906), бесплатных муз. классов Арбатского р-на. В 1908-12 редактор моск. журн. «Музыка и жизнь». В 1901-08 А. неоднократно выезжал в Грузию для записи нар. музыки. Опубликовал труды, заложившие науч. основу груз. муз. фольклористики [«Краткий очерк развития грузинской карталино-кахетинской народной песни», М., 1905; «Народная песня Западной Грузии (Имеретии)», М., 1908; «Грузинское народное муз. творчество», М., 1916]. В 1914 в Трудах Муз.-этнографич. комиссии А. поместил 14 обработок груз. нар. песен. (Всего опубликовал св. 500 образцов груз. вок. и инстр. нар. мелодий.) В 1910 выступил на 3-м Всероссийском съезде хор. деятелей с докладом об организации «Вольных консерваторий». Важнейший этап деятельности А. начинается после переезда его в Грузию в 1918. Он был одним из создателей Второй консерватории в Тбилиси (1921), слившейся в 1923 с Первой консерваторией; здесь А. был профессором, директором, организатором муз. рабфака, разл. исполнительских коллективов. Выступал как дирижер в симф. концертах. А. - первый пред. (1932-34) Союза композиторов Грузии. Творчество А. сыграло большую роль в развитии проф. муз. культуры Грузии. С деятельностью А. связано создание груз. классич. романса (А. написал ок. 80 романсов). В этом жанре раскрылись лучшие стороны муз. стиля А.- мягкий лиризм, мелодич. выразительность. Интонационной основой творчества А. служит груз. нар. музыка, преим. городская. Ему принадлежат романсы на тексты А. С. Пушкина («На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне»), А. А. Фета («Тихая звёздная ночь», «В руке с тамбурином»), Хафиза («Встрепенись, взмахни крылами») и др. поэтов. В романсах «Полночь глухая», «Завечереет», «Об аробной» на тексты Кучишвили А. воссоздал образы старой груз. деревни. Теме могущества социалистич. труда посвящены песни: «Новая аробная», «Радуюсь», «Полдень на заводе», «Трудовая песня» и др. А.- создатель одной из первых груз. опер - «Сказание о Шота Руставели» (1919, Тбилиси). В опере преобладает романсно-ариозный стиль, в увертюре и отд. номерах ярко воссоздан груз. нац. колорит. Другие соч.: комическая опера - Динара (Жизнь - радость, 1926, Тбилиси; переработана Н. И. Гудиашвили в муз. комедию, 1956, Тбилисский театр муз. комедии); для орк. - 3 симфонии (1934, 1942, 1951); симф. картина Гимн Ормузду, или Среди сазандаров (1911); музыка к фильму «Щит Джургая» (Гос. пр. СССР, 1950) и др. Лит. соч. (на груз. яз.): Грузинская музыка - краткий исторический обзор, Кутаиси, 1925; Описание и обмер народных музыкальных инструментов Грузии, Тб., 1940; Обзор народных песен Восточной Грузии, Тб., 1948; Рачинские народные песни, Тб., 1950. |