АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30 VI (12 VII) 1861, Новгород - 12(25) II 1906, Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.] - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Моск. консерватории (общие муз.-теоретич. предметы, в 1889-94 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-95 руководил концертами Рус. хор. общества. В 1895-1901 был управляющим петерб. Придв. певч. капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр). Творчество А. сформировалось под влиянием русский композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. А. по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцат. настроения. Лучшие произв. А. принадлежат к жанру камерной вок. и инстр. музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (сл. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значит. место в творчестве композитора занимают фп. сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фп. миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; б. ч. они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фп. произв. крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-конц. стиле разрабатываются народные былинные темы. А. одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве А. занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посв. памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова. Операм А. недостаёт драматизма и целостности. В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888; А. дополнил и переработал переданное ему Чайковским либр. оперы «Воевода») более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера А. «Рафаэль» (1894). Склонность А. к лирич. камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симф. циклу черты лирич. поэмности. Из симф. сочинений А. чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886). Соч.: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 [ст. стиль], Большой театр, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой театр, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, «Русские сезоны» С. П. Дягилева; 1909, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета «Египетские ночи» (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, «Силуэты», 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина (ор. 46, 1899), к драме «Буря» Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый театр, Москва); перелож. собств. произведений. Лит. соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка [замечания к напевам И. Т. Рябинина], «Этнографическое обозрение», 1894, М 4. Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, «СМ», 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, «РМГ», 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу «Бури» Шекспира, «ЕИТ», 1909, вып. IV. |