ARS NOVA (арс нува, лат. - новое искусство) - прогрессивное направление в музыке, возникшее во Франции и Италии в 14 в. Получило назв. в противовес ars antiqua («старинному искусству») - полифонич. музыке феодально-церк. средневековья - по трактату «Ars nova» (20-е гг. 14 в.), приписываемому Филиппу де Витри. А. n. - наиболее раннее проф. муз. искусство, представленное светскими вок.-лирич. жанрами (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров большей частью носило ещё «полупрофессиональный» характер). Итал. А. n., в отличие от французского, часто называют музыкой Треченто (т. е. 14 в.). Крупнейшие деятели итал. А. n. - композиторы Джованни из Флоренции, Ф. Ландино, Герарделло, Якопо из Болоньи, Никколо из Перуджи и др. Видный теоретик итал. A. n. - Маркетто Падуанский. В его работах нач. 14 в. провозглашается принцип: «Ухо - лучший судья в музыке». Музыка итал. А. n. связана с североитал. фольклором, но отличается большей утончённостью. Это гл. обр. произв. для 2-3 голосов с инстр. сопр. на стихи Петрарки и др. поэтов-гуманистов. Поэтич. образы, ритм и метр стиха определяли интонац. склад вок. партий, особенно верхних голосов, наиболее певучих и выразительных; нижнему голосу (тенору) поручался опорный бас. Стихосложением были обусловлены муз.-синтаксич. особенности произв. (протяжённость построений, цезуры, кадансы). В инстр. партиях (лютни, виолы) применялись звукопись, фигуративная расцветка муз. ткани. Существовали и чисто инстр. варианты произведений подобного рода. Излюбленные жанры итал. А. n. - качча, баллада, мадригал. Богатое развитие А. n. получило во Франции, где оно сформировалось почти на полвека ранее итальянского. Идеологом А. n. во Франции был выдающийся поэт-гуманист, композитор, математик и теоретик музыки, друг Петрарки Ф. де Витри. Он первым применил наименование А. n., ввёл новую классификацию интервалов (терции и сексты были определены как консонансы), выступал в защиту хроматизма («musica falsa»), утверждал эстетич. равноценность трёхдольного и двухдольного размеров. Если в период ars antiqua отдавалось предпочтение органуму с преобладанием параллельного движения голосов, Ф. де Витри теоретически обосновал принцип противоположного движения голосов и требовал запрещения октавных и кварто-квинтовых параллелизмов. Среди композиторов франц. А. n. выделяется Гильом до Машо - последний из труверов позднего средневековья, автор многочисл. одногол. песен нар. склада (lays), многогол. баллад и рондо - жанров, заимствованных отчасти из фольклора, отчасти из проф. поэзии того времени. Машо - автор первой франц. мессы с развитой циклич. структурой, полифонич. складом и интонационной связью всех частей. Применение крупных форм (гл. обр. мотета) составляло одну из отличит. особенностей франц. А. n. Композиторы франц. А. n. 14 в. И. Кармен, Ж. Таписье и И. Цезарис явились непосредственными предшественниками бургундской полифонич. школы. По типу мелодики и приёмам голосоведения А. n. сохраняло связь с ars antiqua. Однако оно по-новому решало проблему взаимоотношения музыки и текста и явилось важным этапом развития муз. культуры, A. n. очень повлияло на дальнейшее развитие зап.-европ. музыки, хотя само оно оказалось недолговечным, просуществовав лишь до 15 в. |