АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) - способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков). Она может быть разбита на 3 зоны - слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков А. На смычковых инструментах А. осуществляется ведением смычка, на духовых - регулированием дыхания, на клавишных - снятием пальца с клавиши, в пении - разными приёмами использования голосового аппарата. В нотной записи А. обозначается словами (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, pizzicato и др. или графич. знаками - лигами, горизонтальными чёрточками, точками, вертикальными чёрточками (в изданиях 18 в.), клинышками (обозначавшими острое staccato с нач. 19 в.) и разл. комбинациями этих знаков (напр.), или Ранее всего А. стали обозначать (прибл. с нач. 17 в.) в произв. для смычковых инструментов (в виде лиг над 2 нотами, которые следует играть без смены смычка, связно). В произв. для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт - в своей «Новой табулатуре». («Tabulatura nova», 1624) он использовал лиги; это нововведение рассматривалось им как «подражание скрипачам». Система обозначений А. получила развитие к концу 18 в. Функции А. многообразны и нередко тесно связаны с ритмич., динамич., тембровыми и некоторыми др. муз.-выразит. средствами, а также с общим характером муз. произв. Одна из важных функций А. - различительная; несовпадающая А. муз. построений способствует их рельефному разграничению. Напр., структура баховской мелодии нередко выявляется с помощью A.: ноты меньшей длительности исполняются более слитно, чем ноты большей длительности, широкие интервалы - более расчленённо, чем секундовые ходы. Порой эти приёмы суммируются, как, напр., в теме 2-голосной инвенции Баха F-dur (ред. Бузони): Но различение может быть достигнуто и обратными средствами, как, например, в теме концерта c-moll Бетховена: С введением фразировочных лиг (19 в.) А. стали смешивать с фразировкой, поэтому X. Риман и др. исследователи указывали на необходимость их строгого разграничения. Г. Келлер, пытаясь найти такое разграничение, писал, что «логическая связь фразы определяется одной лишь фразировкой, а ее выразительность - артикуляцией». Другие исследователи утверждали, что A. уточняет самые мелкие единицы муз. текста, фразировка же - связанные по смыслу и обычно замкнутые отрывки мелодии. В действительности А. - лишь одно из средств, с помощью которых может быть осуществлена фразировка. Сов. органист И. А. Браудо отмечал, что, вопреки мнению ряда исследователей: 1) фразировку и А. не объединяет общая родовая категория, и поэтому ошибочно определять их путём деления несуществующего родового понятия на два вида; 2) поиски определённой функции А. неправомерны, так как её логич. и выразительные функции весьма многообразны. Поэтому дело не в единстве функций, а в единстве средств, которые опираются на соотношение прерывного и непрерывного в музыке. Все многообразные процессы, происходящие в «жизни» одной ноты (филировку, интонирование, вибрирование, угасание и прекращение), Браудо предложил называть муз. произношением в широком смысле слова, а круг явлений, связанный с переходом от одной звучащей ноты к следующей, включая прекращение звука до исчерпания длительности ноты, - произношением в узком смысле слова, или А. По Браудо, произношение - общее родовое понятие, одним из видов которого является А. |