АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевдоним Игорь Глебов) [17 (29) VII 1884, Петербург - 27 I 1949, Москва] - советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. университета, в 1910 - Петерб. консерваторию по классу композиции A. К. Лядова. Общение с B. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, Ф. И. Шаляпиным благотворно повлияло на формирование его мировоззрения. С 1910 работал концертмейстером балета Мариинского театра (ныне Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), что послужило началом его тесной творческой связи с русским музыкальным театром. В 1910-11 А. написал первые балеты - «Дар феи» и «Белая лилия». Эпизодически выступал в печати. С 1914 постоянно печатался в журн. «Музыка». Особый размах приобрела научно-публицистич. и муз.-обществ. деятельность А. после Великой Окт. социалистич. революции. Он сотрудничал в ряде органов печати («Жизнь искусства», «Вечерняя Красная газета» и др.), откликаясь на разнообразные вопросы муз. жизни, участвовал в работе муз. театров, концертных и культ.-просвет. организаций Петрограда. С 1919 А. был связан с Большим драматич. театром, написал музыку к ряду его спектаклей. В 1919-30 работал в Ин-те истории искусств (с 1920 рук. Разряда истории музыки). С 1925 профессор Ленингр. консерватории. 1920-е гг. - один из самых плодотворных периодов науч. деятельности А. В это время были созданы мн. его наиболее значит. работы - «Симфонические этюды», «Письма о русской опере и балете», «Русская музыка от начала 19 столетия», «Музыкальная форма как процесс» (ч. 1), циклы монографий и аналитических этюдов, посв. творчеству М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского и др., мн. критические статьи о совр. советских и зарубежных композиторах, по вопросам эстетики, муз. образования и просвещения. В 30-е гг. А. уделял гл. внимание муз. творчеству, особенно интенсивно работал в области балета. В 1941-43, в осаждённом Ленинграде, А. написал обширный цикл работ - «Мысли и думы» (опубл. частично). В 1943 А. переехал в Москву и возглавил Научно-исследовательский кабинет при Моск. консерватории, руководил также Сектором музыки в Ин-те истории искусств АН СССР. В 1948 на Первом Всесоюзном съезде композиторов был избран пред. CК СССР. Гос. пр. СССР в 1943 за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и в 1948 за книгу «Глинка». А. внёс выдающийся вклад во мн. отрасли теории и истории музыки. Обладая огромной муз. и общехудожеств. эрудицией, глубоким знанием гуманитарных дисциплин, он всегда рассматривал муз. явления на широком социальном и культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни. Яркое литературное дарование А. помогало ему воссоздавать впечатление от муз. произв. в живой и образной форме; в работах А. исследовательский элемент часто соединяется с живым наблюдением мемуариста. Одним из гл. науч. интересов А. была рус. муз. классика, анализируя к-рую А. выявлял присущие ей народность, гуманизм, правдивость, высокий этический пафос. В работах, посв. современной музыке и муз. наследию, А. выступал не только как исследователь, но и как публицист. Характерно в этом смысле заглавие одной из работ A. - «Через прошлое к будущему». Горячо и активно выступал А. в защиту нового в творчестве и муз. жизни. В дореволюционные годы А. был (наряду с В. Г. Каратыгиным и Н. Я. Мясковским) одним из первых критиков и пропагандистов творчества молодого С. С. Прокофьева. В 20-е гг. А. посвятил ряд статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека и др. совр. зарубежных композиторов. В «Книге о Стравинском» тонко раскрыты некоторые стилистич. процессы, характерные для музыки начала 20 в. В статьях А. «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!» (1924) прозвучал призыв к связи музыкантов с жизнью, приближению к слушателю. Мн. внимания уделял А. вопросам массового муз. быта, нар. творчества. К лучшим образцам сов. муз. критики принадлежат его статьи о Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, В. Я. Шебалине. Философско-эстетич. и теоретич. взгляды А. претерпели значит. эволюцию. В ранний период деятельности ему были свойственны идеалистич. тенденции. Стремясь к динамич. пониманию музыки, к преодолению догматич. учения о муз. форме, он опирался вначале на философию А. Бергсона, заимствуя, в частности, его понятие «жизненного порыва» (йlan vital). На формирование муз.-теоретич. концепции А. оказала заметное влияние энергетич. теория Э. Курта. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма (со 2-й пол. 20-х гг.) утвердило А. на материалистич. позициях. Итогом теоретич. исканий А. явилось создание теории интонации, к-рую он сам рассматривал как гипотезу, помогающую найти «ключ к действительно конкретным обоснованиям музыкального искусства как реальнейшего отображения действительности». Определяя музыку как «искусство интонируемого смысла», А. считал интонацию основной специфич. формой «проявления мысли» в музыке. Важное теоретическое значение приобрело выдвинутое А. понятие симфонизма как метода художеств. обобщения в музыке, основанного на динамич. восприятии действительности в её развитии, столкновении и борьбе противоречивых начал. А. явился преемником и продолжателем виднейших представителей рус. классич. мысли о музыке - В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Вместе с тем его деятельность знаменует новый этап в развитии муз. науки. A. - основоположник советский музыковедения. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах сов., а также мн. зарубежных музыковедов. Композиторское творчество А. включает 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, большое количество романсов и камерных инстр. произв., музыку ко мн. драматич. спектаклям. Им была завершена и инструментована по авторским рукописям опера М. П. Мусоргского «Хованщина», сделана новая ред. оперы Серова «Вражья сила». Ценный вклад был внесён А. в развитие балета. Своим творчеством он расширил традиц. круг образов этого жанра. Им написаны балеты на сюжеты А. С. Пушкина - «Бахчисарайский фонтан» (1934, Ленингр. театр оперы и балета), «Кавказский пленник» (1938, Ленинград, Малый оперный театр), «Барышня-крестьянка» (1946, Большой театр) и др.; Н. В. Гоголя - «Ночь перед Рождеством» (1938, Ленингр. театр оперы и балета); М. Ю. Лермонтова - «Ашик-Кериб» (1940, Ленингр. Малый оперный театр); М. Горького - «Радда и Лойко» (1938, Москва, центр. парк культуры и отдыха); О. Бальзака - «Утраченные иллюзии» (1935, Ленингр. театр оперы и балета); Данте - «Франческа да Римини» (1947, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). В балетном творчестве А. получила отражение героика Гражданской войны - «Партизанские дни» (1937, Ленингр. театр оперы и балета) и освободит. борьбы народов против фашизма - «Милица» (1947, там же). В ряде балетов А. стремился к воссозданию «интонационной атмосферы» эпохи. В балете «Пламя Парижа» (1932, там же) А. использовал мелодии эпохи Великой французской революции и произведения композиторов того времени и «работал над данным заданием не только как драматург, композитор, но и как музыковед, историк и теоретик, и как литератор, не чуждаясь методов современного исторического романа». Аналогичный метод был применён А. при создании оперы «Казначейша» на сюжет М. Ю. Лермонтова (1937, Ленингр. клуб моряков им. Пахомова) и др. Лучшие из балетов А. - «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» - заняли прочное место в репертуаре сов. муз. театров. Соч.: Избр. труды, тт. I-V, М., 1952-1957 (в т. V дана подробная библиография и нотография); Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, М.-Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Орестея. Муз. трилогия С. И. Танеева, М., 1916; Романсы С. И. Танеева, М., 1916; Путеводитель по концертам, вып. I. Словарь наиболее необходимых муз.-технич. обозначений, П., 1919; Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, вып. 1. П. И. Чайковский, П., 1920 (ред.); Русская поэзия в русской музыке, П., 1921; Чайковский. Опыт характеристики, П., 1921; Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Данте и музыка, в сб.: Данте Алигиери. 1321-1921, П., 1921; Симфонические этюды, П., 1922, 1970; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, П., 1922; Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петрогр. гос. акад. театров», 1922, No 3-7, 9, 10, 12, 13; Шопен. Опыт характеристики, М., 1923; Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923; Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, «Музыкальная летопись», сб. 2, П., 1923; Теория музыкально-исторического процесса, как основа музыкально-исторического знания, в сб.: Задачи и методы изучения искусств, П., 1924; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Мясковский как симфонист, «Современная музыка», М., 1924, No 3; Чайковский. Воспоминания и письма, П., 1924 (ред.); Современное русское музыкознание и его исторические задачи, «De Musiса», вып. 1, Л., 1925; Вальс-фантазия Глинки, «Музыкальная летопись», No 3, Л., 1926; Вопросы музыки в школе. Сб. статей под ред. И. Глебова, Л., 1926; Симфонизм как проблема современного музыкознания, в кн.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. под ред. И. Глебова, Л., 1926; Французская музыка и её современные представители, в сб.: «Шесть» [Мило. Онеггер. Орик. Пуленк. Дюрей. Тайефер], Л., 1926; Кшенек и Берг как оперные композиторы, «Современная музыка», 1926, No 17-18; А. Казелла, Л., 1927; С. Прокофьев, Л., 1927; О ближайших задачах социологии музыки, в кн.: Moзер Г. И., Музыка средневекового города, пер. с нем., под ред. И. Глебова, Л., 1927; Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, No 11; Бытовая музыка после Октября, в сб.: Новая музыка, вып. 1 (V), Л., 1927; Об исследовании русской музыки XVIII в. и двух операх Бортнянского, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Памятка о Козловском, там же; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского, Л., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Введение в изучение драматургии Мусоргского, в сб.: Мусоргский, ч. 1. «Борис Годунов». Статьи и материалы, М., 1930; Музыкальная форма, как процесс, М., 1930, Л., 1963; К. Неф. История западноевроп. музыки, перераб. и дополненный пер. с франц. Б. В. Асафьева, Л., 1930; М., 1938; Русская музыка от начала 19 столетия, М.-Л., 1930, 1968; Музыкально-эстетические воззрения Мусоргского, в сб.: М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881-1931, М., 1932. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет», в сб.: «Леди Макбет Мценского уезда», Л., 1934; Мой путь, «СМ», 1934, No 8; Памяти П. И. Чайковского, М.-Л., 1940; Через прошлое к будущему, цикл статей, в сб.: «СМ», No 1, М., 1943; Евгений Онегин. Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и муз. драматургии, М.-Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1944; Восьмая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Московская филармония, М., 1945; Композиторы 1-й пол. XIX в., вып. 1, М., 1945 (в серии «Русская классическая музыка»); С. В. Рахманинов, М., 1945; Музыкальная форма, как процесс, кн. 2-я, Интонация, М., 1947, Л., 1963 (вместе с 1-й частью); Глинка, М., 1947; Чародейка. Опера П. И. Чайковского, М., 1947; Пути развития советской музыки, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, М.-Л., 1947; Опера, там же; Симфония, там же; Григ, М., 1948; Из моих бесед с Глазуновым, «Ежегодник Института истории искусств», М., 1948; Слух Глинки, в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; О себе, из кн.: Мысли и думы, «СМ», 1954, No 8 и 11; Мысли и думы [фрагменты к автобиографии], «СМ», 1959, No 8; Речевая интонация, М.-Л., 1965; О русской живописи, Л.-М., 1966. |