АТОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА (от греч. a - отрицательная частица и tonos - тон) - муз. произведения, написанные вне логики ладовых и гармонич. связей, организующих язык тональной музыки (см. Лад, Тональность). Осн. принцип А. м. - полное равноправие всех тонов, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и тяготений между тонами. А. м. не признаёт контраста консонанса и диссонанса и необходимости разрешения диссонансов. Она подразумевает отказ от функциональной гармонии, исключает возможность модуляций. Отд. атональные эпизоды встречаются уже в позднеромантич. и импрессионистской музыке. Однако лишь в нач. 20 в. в творчестве А. Шёнберга и его учеников отказ от ладотональных основ музыки приобретает принципиальное значение и порождает понятие А. м. или «атонализма». Нек-рые виднейшие представители А. м., в т. ч. А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, возражали против термина «атонализм», считая, что он неточно выражает сущность этого метода композиции. Лишь Й. М. Хауэр, разработавший независимо от Шёнберга технику атонального 12-тонового письма, широко пользовался в своих теоретич. трудах термином «А. м.». Возникновение А. м. было отчасти подготовлено состоянием европ. музыки на рубеже 20 в. Интенсивное развитие хроматики, появление аккордов квартового строения и др. привели к ослаблению ладофункциональных тяготений. Устремление в область «тональной невесомости» связано также с попытками некоторых композиторов приблизиться к свободному выражению утончённых субъективных ощущений, неясных внутр. импульсов. Перед авторами А. м. стояла сложная задача найти принципы, способные заменить структурное начало, организующее тональную музыку. Для начального периода развития «свободного атонализма» характерно частое обращение композиторов к вок. жанрам, где самый текст служит осн. формообразующим фактором. В числе первых сочинений последовательно атонального плана - 15 песен на стихи из «Книги висячих садов» С. Георге (1907-09) и Три фп. пьесы ор. 11 (1909) А. Шёнберга. Затем появились его же монодрама «Ожидание», опера «Счастливая рука», «Пять пьес для оркестра» ор. 16, мелодрама «Лунный Пьеро», а также сочинения А. Берга и А. Веберна, в которых принцип атонализма получил дальнейшее развитие. Разрабатывая теорию А. м., Шёнберг выдвигал требование исключения консонантных аккордов и утверждения диссонанса в качестве важнейшего элемента муз. языка («эмансипация диссонанса»). Одновременно с представителями новой венской школы и независимо от них приёмами атонального письма пользовались в той или иной мере некоторые композиторы Европы и Америки (Б. Барток, Ч. Э. Айвс и др.). Эстетич. принципы А. м., особенно на первом этапе, были тесно связаны с искусством экспрессионизма, отличающимся остротой выразит. средств и допускающим алогич. разорванность художеств. мышления. А. м., игнорирующая функциональные ладо-гармонич. связи и принципы разрешения диссонанса в консонанс, отвечала требованиям экспрессионистского искусства. Дальнейшее развитие А. м. связано с попытками её приверженцев покончить с субъективным произволом в творчестве, свойственным «свободному атонализму». В нач. 20 в. наряду с Шёнбергом композиторы Й. М. Хауэр (Вена), Н. Обухов (Париж), Е. Голышев (Берлин) и др. разрабатывали системы композиции, которые, по мысли их авторов, должны были внести в А. м. некие конструктивные принципы и положить конец звуковой анархии атонализма. Однако из этих попыток только «метод композиции с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами», обнародованный в 1922 Шёнбергом, под наименованием додекафония получил широкое распространение во мн. странах. Принципы А. м. лежат в основе разнообразных выразит. средств т. н. муз. авангардизма. Вместе с тем эти принципы решительно отвергаются многими из выдающихся композиторов 20 в., придерживающихся тонального муз. мышления (А. Онеггер, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев и др.). Признание или непризнание правомерности атонализма составляет одно из осн. разногласий в совр. муз. творчестве. |