АВСТРАЛИЙСКАЯ МУЗЫКА. А. м. складывалась во взаимодействии двух совершенно различных муз. культур - коренных жителей континента и колонистов (гл. обр. англичан), заселявших Австралию с конца 18 в.и принёсших с собой европ. муз. культуру - нар. и профессиональную. На этой основе происходило формирование совр. А. м., которая в ходе своего развития приобрела типич. местные особенности. Муз. культура аборигенов Австралии, сохранившая множество архаич. черт, восходивших к древнейшему прошлому страны, синкретична и органически связана с их обществ. жизнью и бытовым укладом. Наиболее распространено песенное творчество. Песни обычно сопровождаются танцами, бытовыми и культовыми плясками - корробори, исполняющимися на празднествах, при разл. церемониях. Напевы австрал. песен короткие - секундового, терцового, реже квартового объёма, с характерным повтором звуков одной и той же высоты либо строящиеся в виде нисходящего, поступенного, как бы «сползающего» звукоряда. Объём звукоряда иногда расширяется до октавы и более (гл. обр. в напевах Центр. Австралии). Для песенных напевов типичны традиционные ритмич. формулы, выработанные в процессе отбивания ритма при исполнении песен, сопровождающих пляски. Ритмика некоторых напевов, связанных с охотничьими обрядовыми плясками, - своего рода подражание прыжкам кенгуру, а также движениям других животных. Для хор. пения характерны часто повторяемые октавные, иногда квартовые и квинтовые удвоения напева, как бы «утолщающие» мелодию, в чём некоторые совр. исследователи усматривают зачатки многоголосия. Наибольшее развитие получили выразительные средства вокальной А. м., для которой характерна не столько мелодич. интервалика, сколько многообразно варьируемые оттенки звучания. Различаются 2 осн. вида такого варьирования: 1) сопоставление в одном и том же регистре, в среднем его диапазоне, разл. оттенков речевых интонаций, мало контрастных по степени и напряжённости; 2) противопоставление в двух разных регистрах звуков разл. силы и напряжённости: в высоком регистре - напряжённых и резких, в среднем и низком - мягких, негромких, как бы полуразговорных. В высоком регистре напев с призывными интонациями начинается резко напряжённым звучанием, а его начальный, самый высокий звук - с характерным сильным акцентом. В некоторых напевах такому начальному звуку предшествует своеобразный мелодич. ход-разбег, образуемый короткой восходящей мелодией из секунды, терции и незаполненной кварты. В А. м. существует определённая связь между содержанием песен и их ладовой структурой. Различен ладовый «строй» у напевов охотничьих песен, корробори, обрядовых, в т. ч. песен-заклинаний, а также любовных и др. Муз. инструментарий аборигенов: простейшие ударные - дощечки для отбивания такта, гуделка - деревянная дощечка, которую вращают за продетый в отверстие на её конце шнурок (звук гуделки символизирует голос духа в религиозных обрядах). В Сев. Австралии встречается носовая флейта (вероятно, заимствована из Новой Гвинеи). Там же распространено пение через примитивный рупор - диджериду (труба из бамбука, полого куска дерева или дуплистой палки ок. 60 см длины и 5 см диаметром), усиливающий звук голоса, изменяющий его окраску и напряжённость, т. е. придающий определённую муз. интонацию. Варьирование тембровых оттенков достигается чередованием ударов в ладоши, по животу и бёдрам, которыми сопровождаются пляски, а также с помощью ударов бумеранга о бумеранг, двух палок о землю и простейшего мембранного барабана (из шкуры опоссума, свёрнутой в трубку или натянутой между коленями, по которой ударяют руками; в Сев. Австралии применяется также более усовершенствованный - деревянный барабан с натянутой кожей ящерицы; в Центр Австралии ритмич. ударами камня о камень изображают голоса предков). Принесённая первыми поселенцами в кон. 18 в.европ. муз. культура, преим. нар. происхождения, получала распространение по мере заселения страны. По образцу англ., а частично и ирл. нар. песен создавались песни и баллады стригалей, ковбоев и др. С ростом городов развивалась гор. муз. культура. В Сиднее в 1830 были организованы первые в Австралии концерты инстр. и хор. музыки, в 1834 в театре «Ройял» - первое оперное представление. В 1833 было основано Сиднейское, в 1844 - Австралийское филармонич. общество. Позднее муз. общества были созданы в крупнейших городах страны (Виктории, Брисбене, Мельбурне и др.). Пионерами в проф. муз. культуре, её видными деятелями были композитор, пианист и скрипач У. Уоллес и органист Ф. Дин, открывшие в 1836 в Сиднее первые в Австралии муз. школы, композитор А. Натан - автор первой нац. австрал. оперы «Дон Джон Австрийский» (пост. 1847), который сыграл большую роль в развитии муз. жизни страны как организатор концертов ораториальной музыки и оперных спектаклей. В нач. 1850-х гг.в Сиднее была основана оперная компания, возглавлявшаяся дирижёром Л. X. Лавеню, ставившим в разных городах оперы гл. обр. итальянский композиторов. В те же годы выдвигаются певцы А. Я. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тилбери, Л. Аренс, М. Юджин, Р. Бакмен и др. Во 2-й пол. 19 в.в Сиднее постоянно гастролировали оперные, балетные и опереточные труппы, солисты-инструменталисты и вокалисты. В 1885 в Сиднее дебютировала австралийская оперная певица Н. Мелба, впоследствии завоевавшая мировую известность. В дальнейшем большую роль в развитии нац. оперного театра сыграли Оперная лига (с 1920-х гг.среди исполнителей - Н. Мелба, певцы: Бедфорд, Р. Итлер, Д. Маккинес; позднее певица М. де Ганст), Движение Национального театра (1935, Мельбурн), Национальная оперная компания Юж. Уэльса (1951, Сидней; в 1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией) и «Австралийский Елизаветинский театральный трест» (1954), задача которого - развитие всех жанров проф. театра. Распространению инстр. А. м. способствовала организация струн. квартета Зербини (первый камерный ансамбль Австралии, 1880) и первого постоянного симф. оркестра под руководством А. Зелмана (1906). В совр. Австралии существуют 6 постоянных симф. оркестров, организованных Австралийским радио: Мельбурнский, Сиднейский (с 1946, дирижёр Ю. Гуссенс, в 1956-61 - Н. Малько), Квинслендский симф. оркестр (с 1947), Тасманийский (с 1948), Южно-австрал. (с 1949) и Западноавстралийский (с 1950). Популярны симф. концерты для детей и концерты на открытом воздухе. Первый муз. колледж (позднее - консерватория) основан в 1883 в Аделаиде, в 1900-е гг.муз. школа в Мельбурне была реорганизована в консерваторию (позднее - им. Н. Мелбы), в Сиднее в 1914 была основана консерватория, в 1925 - оперная школа; существуют также муз. факультеты в университетах Мельбурна, Аделаиды и Квинсленда. Наиболее значит. муз. деятели Австралии 20 в.: композитор, муз. педагог и поэт Л. Лаватер, комп. и пианист П. О. Грейнджер, комп. А. Л. Бенджамин и А. Хилл. Последний, новозеландец по происхождению, использовал в своих операх и кантатах муз. фольклор маори (коренных жителей Новой Зеландии); он был одним из основателей Сиднейской консерватории. Широкую известность приобрели балет Дж. Г. Антилла «Корробори» («Corroborree»), в котором использованы нар. пляски и мелодии, а в оркестре - нар. инструменты аборигенов, и его опера «Эндимион». На нац. сюжеты написаны мн. балеты композиторов Э. Роуфа, Дж. Пенберти, Г. Купера и др. Элементы австрал. фольклора используют комп. К. Дуглас, автор симфонии «Наматжира» (1954), посв. австрал. художнику-аборигену А. Наматжире, и Э. Л. Бэйнтон, создавший ряд симф. и хор. произв. За пределами Австралии известны камерные сочинения М. Сатерленд и X. Клиффорда. Среди совр. исполнителей: дирижёры Дж. Уильямсон, Б. Т. Хейнце, пианист Э. Хатчесон, скрипачка Б. Кимбер, певица Дж. Сатерленд, певец-абориген X. Блейр. Австрал. композиторы объединены в т. н. Гильдию австралийский композиторов (основана в 1935); работают Нац. совет муз. ассоциаций (с 1932), Австрал. совет искусств (с 1944), ассоциация камерн. музыки «Musica viva» (с 1946, Сидней). С 1960 в Аделаиде раз в два года проводится фестиваль искусств. Лит.: Токарев С. A., Толстов С. П. (ред.), Народы Австралии и Океании, М., 1956, с. 252-54; Хейнце Б., Музыкальная культура Австралии, «СМ», 1959, No 1, с. 171-173; Brewer F. С., The drama and music in New South Wales, Sydney, 1892; Lethbridge H. O., Australian aboriginal songs, Melb., 1937; Davies Е. H., Music in primitive society, Adelaide, 1947 (Occasional publications of Anthropological Society of South Australia, No 2); Orchard W. A., Music in Australia: more than 150 years of development, Melb., 1952; Tindale N. В., Musical rocks and associated objects of the Pitjandjara people, «Records of the South Australian Museum», 1963, v. 14, No 3, p. 499-514; Ellis C., Aboriginal music making... Adelaide, 1964; Trevor A. Jones, Australian aboriginal music, в кн.: Aboriginal man in Australia, ed. by R. M. and С. Н. Berndt, Sydney, 1965, p. 285-374. В. Р. Кабо. |