АВТЕНТИЧЕСКАЯ КАДЕНЦИЯ, автентический каданс (от греч. aytentikos - главный, основной) - последование аккордов V ступени (доминанты) и I ступени (тоники), завершающее муз. построение или целое произв. Назв. происходит от автентич. средневековых ладов, в которых V ступень (доминанта) играла особенно важную роль. А. к. получила широкое распространение с 17 в.Как и др. каденции (кадансы), А. к. может быть полной (D - Т) или половинной (Т - D). В свою очередь полные каденции разделяют на совершенные и несовершенные. В совершенных каденциях в басу даётся ход V-I ступени, а в верхнем голосе на I ступени звучит осн. тон аккорда. В несовершенных каденциях эти условия не соблюдаются, напр. D или T даются в виде секстаккорда, или заключительный тонич. аккорд - в мелодич. положении терции или квинты. Лит.: Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, оба издания вошли в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Тюлин Ю., Учение о гармонии, М., 1966, гл. VII; Дубовский И., Евсеев С., Спoсобин И., Соколов В., Учебник гармонии, М., 1965. Ю. Г. Кон. |