АЙВС (Ives) Чарлз Эдуард (20 X 1874, Данбери, штат Коннектикут - 19 V 1954, Нью-Йорк) - американский композитор. Начальное муз. образование получил под рук. отца - военного капельмейстера. В 1894- 98 учился в Йельском университете, где изучал композицию у X. Паркера и игру на органе у Д. Бака. С 1899 церк. органист в Нью-Йорке и др. городах. В формировании творчества А. важную роль сыграла патриархальная обстановка его детских и юношеских лет; в провинции он постоянно слышал нар. музыку, был участником сельских муз. праздников. Корни его творчества - в нар. песнях и религ. гимнах, в духовой музыке, исполнявшейся деревенскими музыкантами (ранние сочинения А. написаны для дух. оркестра, в котором он играл на ударных инструментах). А. выработал собств. муз. стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными, острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для творчества А. характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания наряду с рационализмом муз. языка. В ряде сочинений А. стремился отразить жизнь родины. Так, в эпизодах из 2-й сонаты для скрипки с фп. острые столкновения разнохарактерных интонационно-ритмич. элементов воспроизводят картины шумных деревенских празднеств. А. начал писать музыку с 90-х гг.19 в., но до конца 30-х гг.20 в.его сочинения не были известны. (Лишь в 1947 он был удостоен пр. Пулицера за 3-ю симфонию, написанную в 1911.) Настоящее признание А. получил посмертно, когда амер. музыканты открыли в его художеств. наследии черты самобытной творческой индивидуальности ярко нац. склада и провозгласили А. основоположником новой амер. школы. Наиболее известные сочинения А. - 2-я соната для фп. («Concord», 1909-15), 3-я и 4-я симфонии, увертюра No 2 - изобилуют острыми приёмами диссонантного атонального и политонального письма. Приёмы звукоизобразительности характерны для стиля 4-й сонаты для скрипки с фп. «Детский день в лагере» («Children's day at the camp meeting», 1915). В некоторых соч. А. использовал найденную им своеобразную технику серийного письма, а также средства четвертитоновой системы («Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фп., 1903-24). А. п ринадлежат очерки и статьи о четвертитоновой музыке («Some quartertone impressions», 1925, и др.). Соч.: кантата Небесная страна (Celestial country, 1899); для орк. - 5 симфоний (1898-98, 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), Центральный парк в темноте (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и др. программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симф. и камерн. орк., Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театр. орк.; струн. квартет (1896) и др. камерно-инстр. ансамбли; 2 фп. сонаты; 5 скр. сонат; соч. для органа; пьесы для разл. инстр.; соч. для хора, циклы песен на стихи амер. поэтов (114 песен, 1884-1921). |