БЭЛЗА Игорь Фёдорович [p. 26 I (8 11) 1904, Кельце, Польша] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1954). Почётный доктор философии Пражского университета (1967). В 1925 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Н. Лятошинского. В 1925-41 преподавал там же (композиция, инструментовка, полифония, история музыки) и Киевском институте кинематографии. В 1930-37 руководил муз. отделом Киевской киностудии, в 1938-41 заведующий муз. сектором издательства «Мистецтво», зам. редактора журн. «Радяньска музика». В 1942-49 профессор Моск. консерватории (курс истории музыки), в 1943-48 гл. ред. Музгиза, рук. муз. отдела газ. «Сов. искусство». С 1954 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР, с 1961 - Ин-та славяноведения АН СССР; с 1965 также пред. Дантовской комиссии АН СССР и гл. ред. «Дантовских чтений», чл. Пушкинской комиссии АН СССР. Осн. труды Б. посвящены муз. культуре Польши и Чехословакии, рус.-польским и рус.-чеш. муз. связям. Им написаны также очерки о творчестве А. П. Бородина, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, серия брошюр о советский композиторах, мн. научные и критические статьи. Б. является редактором мн. сборников. Литературоведческие труды Б. посвящены в основном Данте. Б. - автор 5 симфоний, камерно-инструментальных ансамблей, фп. сонат, романсов, хоров, музыки к фильмам и др. Соч.: Моцарт, К., 1941; А. П. Бородин, М.-Л., 1944, 1947; Советская музыкальная культура, М., 1947; Антонин Дворжак, М.-Л., 1949; Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951; Чешская оперная классика, М.-Л., 1951; Мечислав Карлович, М.-Л., 1951; Станислав Монюшко, М.-Л., 1952; Моцарт и Сальери, М., 1953; История польской музыкальной культуры, т. 1-2, М., 1954-57, т. 3, М., 1972; Из истории русско-чешских музыкальных связей, сб. 1-2, М., 1955-56; Из истории русско-польских музыкальных связей, М.-Л., 1955; Мария Шимановская, М., 1956; История чешской музыкальной культуры, М., 1959, т. 2, М., 1972; Юльюш Зарембский, М., 1960; Фридерик Францишек Шопен, М., 1960, 1968; Р. М. Глиэр, M., 1962; Забытые польские музыканты, М., 1963; О славянской музыке, Избр. работы, М., 1963 (имеется библиография); Z drigow polski-rosyiskich Кontaktow muzyczhych, Warsz., 1963; Зденек Неедлы как историк культуры, в сб.: Зденек Неедлы, М., 1964; О сюжетной основе пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», «Известия АН СССР», т. 23, вып. 6, М., 1964, Варшава, 1964; Михал Клеофас Огиньский, М., 1965; Проблемы изучения стиля Шопена, «Annales Chopin», 6, Варшава, 1965; Владимир Александрович Дранишников, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Чешские и словацкие музыканты в России, в сб.: Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства, М., 1970. И. М. Ямпольский. |