«БАЯН». 1) Музыкальный журнал, издававшийся в Петербурге в 1888-90, с ежемесячным нотным приложением. Выходил еженедельно. Первый издатель-редактор А. А. Астафьев, с 1889 (No 2) - А. И. Чарнова, позднее - П. П. Веймарн (1890). Среди постоянных авторов: Д. Н. Соловьёв, А. С. Фаминцын, Л. А. Саккетти, Е. Н. Опочинин. В журнале существовали рубрики: эстетика и педагогика, портреты композиторов и артистов, история рус. театра, внутр. и заграничная муз. хроника, муз. критика, корреспонденции и обзор муз. жизни провинции, библиография и т. п. 2) Общедоступный муз.-лит. журнал с нотным приложением (с 1908). Изд. в Тамбове в 1907-09. Выходил ежемесячно. В 1909 - муз.-певч. журнал с нотами. Издатель-редактор П. Н. Богдашев, с No 2 - второй редактор А. Ф. Пащенко. БАЯН [по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна (Бояна)] - клавишно-пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом первого Б. была четырёхрядная петерб. гармоника. Назв. «Б.» первоначально (1903) было применено к рояльной гармонике. В совр. понимании термин введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 Стерлиговым был изготовлен Б. с 4 рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила назв. петербургской (ленинградской). Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки - в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют извлечь 3 соседние ступени хроматич. гаммы. Для извлечения следующих ступеней нажимают кнопки в расположенных выше или ниже поперечных рядах. Подобное расположение кнопок обеспечивает тождественность аппликатуры в тональностях, находящихся в малотерцовом отношении. На некоторых инструментах имеются дополнительные дублирующие ряды, которые обеспечивают большие возможности при подборе аппликатуры. Диапазон правой клавиатуры - b - с4. На левой клавиатуре - 5 рядов кнопок (по 20 в каждом): вспомогат. басы (звучащие на большую терцию выше основных), осн. басы, мажорные трезвучия, минорные трезвучия и доминантсептаккорды. Нек-рые Б. снабжены дополнит. рядом кнопок, позволяющим извлекать уменьшенные септаккорды. В каждом поперечном ряду располагаются кнопки, дающие осн. тон, мажорную терцию от него, построенные на нём мажорное и минорное трезвучия и доминантсептаккорд. Звуки и созвучия, извлекаемые соответствующими друг другу кнопками соседних рядов, находятся в кварто-квинтовом отношении. Для музыкантов высокой квалификации изготовляются т. н. готововыборные Б., на выборной клавиатуре которых каждый звук извлекается с помощью особой кнопки. Это позволяет брать аккорды в разных расположениях, исполнять неаккордовую фактуру, полифонич. муз. ткань. На готово-выборном Б. имеются и кнопки «готовых» аккордов. Инструменты с неск. комплектами язычков, включаемых при помощи т. н. регистров и издающих звуки разл. тембра, наз. тембровыми В. Б. - один из самых распространённых рус. нар. инструментов. Любители и профессионалы играют на нём соло и в ансамблях, а также аккомпанируют пению. |