БАНДУРИСТ, бандурник, бандурщик, кобзарь, - укр. нар. певец и музыкант, сопровождающий своё пение игрой на бандуре. С 16 в. сведения о кобзарях (бандуристах) встречаются в памятниках устного нар. творчества и письменных источниках. Иск-во кобзарей складывалось на протяжении длительного времени. Важный период его развития связан с Запорожской Сечью, где старшины нередко имели своих кобзарей, которые выполняли также функции глашатаев. Имелись также странствующие кобзари, которые исполняли песни-думы (сказы) о подвигах нар. героев, о горе людском, пламенными патриотич. призывами поднимали угнетённый народ на борьбу против иноземных завоевателей, за независимость. Кобзарями становились нищие-слепцы, добывавшие своим искусством пропитание. Существовали школы кобзарей, возглавлявшиеся старыми и опытными музыкантами, часто теми же бродячими нищими. Уже в 15 в. Б. в качестве крепостных и наёмных певцов-музыкантов появляются при польском королевском дворе, в домах польских вельмож и магнатов, в 18 в. - и при рус. царском дворе. В 19 - нач. 20 вв., когда царское самодержавие вело на Украине жестокую борьбу против проявлений национального самосознания, Б. запрещалось появляться в городах и людных местах, а их инструменты нередко уничтожались. Выдающимися Б. (кобзарями) были Т. Белоградский (18 в.), А. Шут (ум. 1873), О. Вересай (ок. 1803-90), И. Крюковский (1820-85), Ф. Холодный (1832-1902), М. Кравченко (1858-1918) и др. После Октябрьской революции игра на бандуре получила на Украине массовое распространение. Наряду с Б.-любителями появилось много Б.-профессионалов, получивших муз. образование в муз. школах и консерваториях. Помимо игры соло, широко практикуется ансамблевое исполнение, создаются капеллы Б. Крупнейшая среди них - Киевская заслуженная капелла бандуристов. Виднейшие совр. Б. - Ф. Д. Кушнерик, Е. X. Мовчан, В. М. Перепелюк, М. А. Полотай, А. М. Бобырь, Е. А. Адамцевич и мн. др. |