БАШКИРСКАЯ МУЗЫКА. До Великой Окт. социалистической революции Б. м. была представлена только нар. творчеством, отразившим дух, историю, жизненный уклад башкирского народа. В самобытных сказах-легендах, песнях, инструментальных пьесах воспеты любовь к родному краю («Урал», «Ак-Идель» и др.), мужество и отвага охотников и скотоводов («Вороной иноходец», «Хромой саврасый конь» и др.), герои нар.-освободительной борьбы («Буранбай», песни и марши о Салавате Юлаеве и др.). В песнях на историч. темы широко отражена борьба народов Приуралья и рус. крестьянства против угнетателей (песни о пугачёвском движении, социально-обличит. песни - «Тевкелев», «Колый кантон», «Турякай» и др.). Психологич. глубиной отличаются лирич. песни («Соловей», «Салимакай», «Таштугай», «Зюльхизе» и др.), оптимизмом и юмором наполнены шуточные, плясовые песни и тесно связанные с ними программно-изобразит. инстр. пьесы и танцы. В башк. муз. фольклоре отчётливо видна связь с рус., казах. и татар. муз. творчеством. Песня «Салават». Запись Л. Н. Лебединского. Ладовой основой башк. нар. музыки является своеобразная пентатоника, сочетающая пентатонные и диатонич. лады. Башк. нар. песня одноголосна. К зачаточным формам многоголосия относится своеобразное искусство узляу («игра горлом») - 2-гол. пение одного певца или игра на курае, при которых исполнитель извлекает длительно выдержанный нижний звук (бурдонный бас) и одновременно играет осн. мелодию. Наиболее распространённые жанры башк. нар. музыки - узун-кюй и кыска-кюй. Узун-кюй (долгий напев) включает в себя группу широко распевных, метроритмически свободных песен или инстр. мелодий импровизац. склада. Их отличает лирико-эпич. характер, широкий мелодич. распев, сочетающий большие интервальные скачки с прихотливым узорчато-мелизматич. опеванием. Бию-кюй (плясовой напев). Запись Л. Н. Лебединского. Исполнение узун-кюй предваряется легендой о происхождении песни и её содержании. Узун-кюй подразделяются на историч. («Урал» и др.), лирико-эпич. («Сибай» и др.), лирич. («Ашказар» и др.). Кыска-кюй (короткий напев) - скорые, чёткие по структуре, ритмически моторные песни или программно-изобразит. пьесы. Тематика их очень широка, в них запечатлены особенности бытового уклада башкир, их любовь к родной природе, лирика, мужество и отвага. К кыска-кюй примыкают разл. виды инстр. мелодий, марши, сопровождающие воен. мужские танцы, кыланып-бию - мелодии, связанные с изобразит. героич. танцами, бию-кюй - плясовые напевы без слов, такмак - плясовая песня типа частушки. К эпич. жанрам относятся кубаиры - былины речитативного склада о богатырских подвигах, исполнявшиеся под аккомпанемент домбры. В совр. условиях у башкир бытуют баиты - сюжетные песни-сказы также речитативного склада, посвящённые разл. событиям. Обрядовый фольклор у башкир представлен свадебными песнями: сенляу (причитания невесты) и теляк (величание невесты роднёй жениха). Нар. муз. инструменты башкир - курай (тростниковая продольная флейта типа пастушеской свирели), кубыз (металлич. или деревянный варган). С кон. 19 в. из России проникает гармонь, позже в гор. быту получают распространение скрипка и мандолина. Начало собиранию башк. нар. песен положили труды И. Н. Покровского (1870), Г. X. Еникеева и А. И. Оводова (1883-93), И. И. Лепёхина, Р. Г. Игнатьева («Башкир СалаватЮлаев…», 1894), С. Г. Рыбакова («Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», 1897), содержащие первые записи башк. нар. песен. После Великой Окт. социалистич. революции нац. традиции башк. нар. музыки обновляются и обогащаются. Борьба башк. народа в годы революции и гражд. войны, социалистич. быт находят отражение в песнях о партии, Ленине, нерушимой дружбе народов, славных подвигах сов. людей. Вместе с новой тематикой в башк. нар. музыке появляются новые формы, жанры, интонационно-ладовые и метроритмич. элементы. Собирание и изучение муз. фольклора ставятся на науч. основу. Работа сосредоточивается в Ин-те нац. культуры им. М. Гафури (ныне Ин-т истории, яз. и литературы Башк. филиала АН СССР) и в фольклорном кабинете Мин-ва культуры Башк. АССР, в котором в 30-е и 40-е гг. работали С. X. Габаши, А. С. Ключарёв, И. В. Салтыков, Л. Н. Лебединский, затем в последующие годы - К. Ю. Рахимов, Р. А. Муртазин, X. Ф. Ахметов, А. С. Эйхенвальд. В 60-е и нач. 70-х гг. в области муз. фольклористики работают башк. музыковеды. Л. П. Атанова, X. С. Ихтисамов, Н. Г. Шункаров, Г. X. Ахметова и др. Хранят и развивают традиции нар. творчества и исполнительства сэсэны (певцы-сказители) - М. Бурангулов, С. А. Исмагилов, Ф. Д. Давлетшин; кураисты (курайсы) - М. А. Рахматуллин, Г. Ф. Сулейманов, М. Д. Дильмухаметов и др.; певец Я. Ф. Акмурзин и др. В нач. 20-х гг. появляются первые произв. проф. муз. творчества. Происходит синтез нар.-муз. традиций: и принципов европ. и прежде всего рус. муз. классики. X. К. Ибрагимов, Г. С. Альмухаметов, И. В. Салтыков, M. M. Валеев, А. С. Ключарёв, С. X. Габаши стали первыми проф. авторами башк. песен, хоров, инстр. пьес. значит. творч. традицией башк. музыкантов становится их связь с Башк. драм. театром (осн. в 1919, Стерлитамак, с 1922 в Уфе). Музыку к драм. спектаклям писали X. К. Ибрагимов, К. Ю. Рахимов, М. М. Валеев, Т. Ш. Каримов, X. Ф. Ахметов, З. Г. Исмагилов и др. Возникают разл. муз. учреждения. В Уфе создаются муз. школа (1919), в 1922 - муз. техникум (с 1926 - техникум искусств, с 1932 - муз. уч-ще). В 1932 открывается Башк. студия при Моск. консерватории. В 30-е гг. её заканчивают З. Г. Исмагилов, X. Ф. Ахметов, Р. А. Муртазин, Р. В. Сальманов и др. В 1937 открывается Башк. балетная студия при Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1938 созданы филармония и Башк. оперный театр (с 1941 - Башк. театр оперы и балета). В 1939 основано Башк. отделение CК РСФСР. В 40-е гг. ставятся первые башк. оперы: «Хакмар» Валеева (1940; 2-я ред. под назв. «Айхылу», совм. с Н. И. Пейко, 1943) о послереволюционной жизни башк. крестьянства, «Мэргэн» Эйхенвальда («Меткий стрелок», по нар. легенде, 1940), героико-историч. «Карлугас» Чемберджи («Ласточка», 1941), сказочно-героич. «Акбузат» Заимова и Спадавеккиа («Белый конь», 1942), «Ашказар» Эйхенвальда (1944), «Азат» Муртазина (1949, посв. событиям гражд. войны). К этому же времени относится создание балета «Журавлиная песня» Степанова (1944) на нар.-легендарный сюжет. В дальнейшем создаются З. Г. Исмагиловым - опера «Салават Юлаев» (1955), лирико-психологич. драма «Шаура» («Легенда о любви», 1963), муз. комедия «Кодаса» («Свояченица», 1959), лирич. опера «Волны Агидели» (1972); Н. Г. Сабитовым - балеты «Буратино» (1960), «Гюльназира» (1963), «Горный орёл» (совм. с X. Ф. Ахметовым, 1959), «Мурзилка-космонавт» (1964), «Люблю тебя, жизнь» (1967), «Страна Айгуль» (1971); Р. А. Муртазиным - опера «Дауыл» («Буря», 1969); X. Ф. Ахметовым - опера «Замандаштар» («Современники», 1970) о башк. рабочем классе; А. С. Ключарёвым - балет «Горная быль» (1959) на историко-героич. сюжет; X. Ш. Заимовым и А. Г. Чугаевым - балет «Черноликие» (1965). Развивается симф., камерно-инстр. и вок. творчество. Среди значительных произв. этих жанров - кантата «Здравица», «Башкирская лирическая сюита», струн. квартет и др. произв. Ахметова; кантаты «Нефтяники», «Ленин», увертюры для симф. оркестра Исмагилова; 3 симфонии, камерные произв. Муртазина; 3 концерта для скрипки с оркестром и концерт для фп. с оркестром, кантата «Внуки Ильича» Сабитова, кантаты, произв. для симф. оркестра, 2 струн. квартета, хоры, в т. ч. цикл хоров о Ленине, Заимова. Произв. разл. жанров создали Т. Каримов, К. Рахимов, Р. Сальманов, Н. Инякин, М. Ахметов, С. Шагиахметова, М. Баширов. Среди башк. исполнителей: дирижёры - засл. деят. искусств Башк. АССР Н. Г. Сабитов, Г. X. Муталов; хоровые дирижёры - засл. деят. искусств Башк. АССР Н. А. Болотов, Ш. Ш. Ибрагимов; певцы - нар. арт. РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибуллин, М. X. Хисматуллин, засл. арт. РСФСР М. А. Ахметзянова. М. Г. Салигаскарова, X. Галимов, Ф. Кудашева, нар. арт. Башк. АССР Г. С. Альмухаметов, засл. арт. Башк. АССР С. К. Галимова, Д. М. Нурмухаметова и др.; артисты балета - нар. арт. СССР З. А. Насретдинова, нар. арт. РСФСР X. Г. Сафиуллин, Г. Г. Сулейманова, засл. арт. РСФСР Т. Ш. Худайбердина, Ф. М. Саттаров, М. А. Тагиров и др. Развитие башк. музыки тесно связано с деятельностью рус. музыкантов - М. В. Кугушевой, Н. А. Болотова, П. М. Славинского, И. В. Салтыкова, А. Г. Тихомирова, А. А. Чернова, С. А. Попова, М. А. Зайдентрегера и др. В Башк. АССР работают (1972): Башк. театр оперы и балета, Филармония, Хоровая капелла, Башк. ансамбль нар. танца, Ин-т искусств (1968). Муз. уч-ща работают в Уфе, Салавате, Октябрьском, Давлеканово, Учалы; Уч-ще искусств в Уфе; имеется 75 детских муз. школ. |