БАРБЬЕРИ (Barbieri) Федора (р. 4 VI 1920, Триест) - итал. певица (меццо-сопрано). Среди её педагогов - Ф. Бугамелли, Л. Тоффоло, Дж. Тесс. Дебютировала в 1940 на сцене театра «Комунале» (Флоренция). Во 2-й пол. 40-х гг. завоевала широкую популярность, пела во мн. театрах мира. С 1950 солистка «Метрополитен-опера». Продолжала выступать и в 70-х гг., но не в осн. партиях. Одна из крупнейших певиц своего времени, Б. обладала сочным, гибким голосом, особенно красиво звучавшим в низком регистре. По складу дарования ей были ближе драм. партии - Азучена, Амнерис; Эболи, Ульрика («Дон Карлос», «Бал-маскарад»), Кармен, Далила. Мастерство Б. как комедийной артистки раскрылось в партиях Квикли («Фальстаф»), Берты («Севильский цирюльник»), Хозяйки корчмы («Борис Годунов»), исполненных в поздний период деятельности. Выступала в концертах. БАРБЬЕРИ (Barbieri) Франсиско Асенхо (Asenjo) (3 VIII 1823, Мадрид - 19 II 1894, там же) - испанский композитор, музыковед и дирижёр. Чл. Испанской корол. академии (1873). Окончил Мадридскую консерваторию по классам Р. Карнисера (композиция), П. Альбениса (фп.), Б. Сальдони (пение) и Р. Брока (кларнет). Работал кларнетистом в воен. оркестре, выступал как пианист и оперный певец. В 1866 возглавил оркестр Концертного общества в Мадриде. Сотрудничал как муз. критик в газ. «Illustracion». С 1868 профессор Мадридской консерватории (класс гармонии и истории музыки). С именем Б. связано возрождение нац. муз.-сценич. жанра - сарсуэлы. Лучшие сарсуэлы Б. во многом послужили образцом для муз.-сценич. произв. И. Альбениса, М. де Фальи. Капитальный труд Б. - собр. старинных испан. песен («Cancionero musical de los siglos XV y XVI», Madrid, 1890). Соч.: 77 сарсуэл, в т. ч. Слава и парик (Gloria у Peluca, 1850, театр «Варьедадес», Мадрид), Игра с огнём (Jugar con fuego, 1851, театр «Цирк», Мадрид), Бриллианты короны (Los diamantes de la corona, 1854, там же), Хлеб и быки (Pan y toros, 1864, театр «Сарсуэла», Мадрид), Цирюльник из Лаваписа (El barberillo de Lavapies, 1874, там же) и др. Лит. соч.: Ultimas amores de Lope de Vega Carpio, Madrid, 1876; La musica religiosa, Madrid, 1889; Teatro de Juan del'Encina, Madrid, 1893; Resena historica de la zarzuela, Madrid, [s. а.], и др. |