БАРИТОН (нем. Bariton; итал. baritono; от греч. barus - тяжёлый, низкий и tonos - тон). 1) Мужской голос, по высоте средний между тенором и басом. Соединяет силу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора. Диапазон Б. - А - as1; в хор. практике употребителен диапазон А - f1. Различают лирич. В.- более мягкий и подвижный и драматич. Б. - более мужественный и сильный. По тембру и высоте драматич. Б. (бас-баритон, франц. basse chantante, ранее - basse-taille) ближе к басу и в хоре исполняет партию 1-го баса, а лирич. Б. (тенор-баритон) ближе к драматич. тенору, поэтому в хоре его иногда причисляют к нижним (вторым) тенорам. Начиная с «Дон Жуана» Моцарта, композиторы часто поручают Б. главные партии в операх. В числе наиболее значит. партий лирич. Б. - Дон Жуан; Вольфрам («Тангейзер»), Валентин («Фауст»), Даланд («Летучий голландец»), Риголетто; Амонасро («Аида»), Болконский («Война и мир»), драматического - Евгений Онегин, Демон, Князь Игорь. Партия Б. нотируется в басовом или скрипичном ключе (этот ключ применяется главным образом для отдельных сольных партий). В старинных хоровых произведениях партия Б. записывалась в баритоновых ключах. 2) Струнный смычковый музыкальный инструмент из группы виол с резонансовыми струнами (итал. viola di bardone, baritono, англ. lira viol, нем. Baryton). Прообраз Б. - виола-бастарда. По размеру Б. близок к виолончели, по форме корпуса - к виоле да гамба (см. Виолы). Плоская нижняя дека чуть срезана в верхней половине; резонаторные отверстия (2 или 4) имеют форму змеек. Игровых струн 6-7, настраиваются они по-разному, чаще всего как у басовой (теноровой) виолы. Резонансовых струн от 9 до 28, чаще 14-18, настройка их обычно диатоническая (в большинстве случаев от Е). Располагаются они над верхней декой, частично под грифом. В связи с большим количеством струн шейка и головка очень широки. Исполнитель держал инструмент между икрами ног (как гамбу). Играли и на резонансовых струнах, защипывая их большим пальцем левой руки. Звучание инструмента современники определяли как привлекательное, приятное. Широкого распространения струнный смычковый Б. не получил. С сер. 18 в. приобрёл нек-рую популярность в Юж. Германии и Австрии. Большое количество произв. для Б. написал Й. Гайдн. Видные исполнители-баритонисты: Й. Вейгль, А. Лидль, В. Хаушка (друг Л. Бетховена). В конце 19 в. игру на Б. пытался возродить бельг. виолончелист Э. Жакобс. 3) Духовой мундштучный инструмент баритонового регистра (нем. Bariton, Euphonium, Tenortuba, TenorbaЯ, Baritonhorn, англ. euphonium, франц. basso а pistons, итал. eufonio, испан. bombardino). Появился в сер. 19 в. Обычно имеет овальную форму; мензура более широкая, чем у одинакового по строю тенорового инструмента, мундштук чашеобразный. Б. снабжён тремя вентилями; нередко к ним добавляется четвёртый, понижающий на чистую кварту. В СССР применяются Б. строя in В, диапазон по звучанию - Е (у инструментов с квартвентилем С) - b1 (d2). Звук Б. полный, мужественный, благородно-певучий, особенно в верхнем и среднем регистрах. В дух. оркестре Б. часто поручается мелодия - контрапунктирующая, (нередко исполняется в унисон с 1-м тенором) и главная. В аккомпанементе сочетание Б. и теноров даёт ровную слитную звучность. Естественно звучат у Б. арпеджированные фигуры. Нередко вместе с тубой-басом Б. исполняет басовую партию. В симф. оркестре применяется редко. Соло Б. - в балете Д. Д. Шостаковича «Золотой век», в оперетте Н. А. Тимофеева «Солдатская жёнка». |