БАРКАРОЛА (итал. barcarola, от barca - лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) - первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), «песня на воде». Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, «колеблющееся» движение мелодии, монотонный ритмич. рисунок сопровождения, ассоциирующийся с ударами вёсел, покачиванием лодки на волнах, минорный лад. Характер Б. - лирич., нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности. В 18 в. Б. стала жанром проф. музыки; особое распространение получила в 19 в. В таких Б. некоторые типические признаки нар. Б. иногда отсутствуют (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4 и т. п.). Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710), Б. применялась в операх гл. обр. итал. и французский композиторов - Дж. Паизиелло, Ф. Герольда («Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.), Дж. Россини («Вильгельм Телль»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана») и др. Б. как жанр камерн. вок. музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта («Баркарола», «Любовное счастье рыбака»), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются и хоровые Б. - у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях для женского хора», ор. 44). Мн. Б. написаны для фп. Из них особенно выделяется Б. ор. 60 Ф. Шопена - пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Б. создали также Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов», ор. 19 No 6, ор. 30 No 6, ор. 62 No 5), П. И. Чайковский (Б. из «Времен года»), А. К. Лядов (ор. 44), С. В. Рахманинов (ор. 10 No 3, для фп. в 4 руки - ор. 11 No 1, для 2 фп. - ор. 5 No 1), Г. Форе (13 Б.), Б. Барток и др. В основе некоторых Б. - подлинные нар. мелодии. Напр., «Гондольера» Ф. Листа из фп. цикла «Венеция и Неаполь» основана на мелодии опубликованной итальянский композитором Порукини нар. Б., к-рую ранее обработал Л. Бетховен в своих «24 песнях разных народов» (No 8). Е. М. Царёва. |