БАРСОВА (наст. фам. Владимирова) Валерия Владимировна [1 (13) VI 1892, Астрахань - 13 XII 1967, Сочи] - советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Чл. КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го созыва. Пению обучалась у сестры М. В. Владимировой. В 1919 окончила Моск. консерваторию по классу пения У. А. Мазетти. Сценич. деятельность начала в 1917 (в Оперном театре Зимина). В 1919 пела в Т-ре ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций), тогда же выступала вместе с Ф. И. Шаляпиным в опере «Севильский цирюльник» в саду Эрмитаж. В 1920 дебютировала в партии Розины на сцене Большого театра, до 1948 была солисткой этого театра. В 1920-24 пела в Оперной студии Большого театра под рук. К. С. Станиславского и Муз. студии МХТ под рук. В. И. Немировича-Данченко (исполнила здесь роль Клеретты в оперетте «Дочь мадам Анго» Лекока). На сцене Большого театра Б. были созданы её лучшие партии: Антонида, Людмила, Шемаханская царица, Волхова, Снегурочка, Царевна Лебедь, Джильда, Виолетта; Леонора («Трубадур»), Маргарита («Гугеноты»), Чио-Чио-сан; Мюзетта («Богема»), Лакме; Манон («Манон» Массне) и др. Б. - одна из крупнейших сов. певиц. Обладала лёгким и подвижным голосом серебристого тембра, блестяще развитой колоратурной техникой, высоким вокальным мастерством. Выступала как концертная певица. В 1950-53 преподавала в Моск. консерватории (с 1952 профессор). Гастролировала за рубежом с 1929 (Германия, Великобритания, Турция, Польша, Югославия, Болгария и др.). Гос. пр. СССР (1941). БАРСОВА Инна Алексеевна (р. 10 IX 1927, Смоленск) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1978). В 1951 окончила историко-теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории, в 1954 - аспирантуру у И. В. Способина. С 1954 преподаёт в Моск. консерватории (с 1981 профессор кафедры инструментовки). Осн. круг науч. интересов - зап.-европ. и сов. музыка, проблемы орк. стилей, истории партитурной нотации. Составитель изд.: «Густав Малер. Письма. Воспоминания» (1964, 2-е изд. 1968, автор вступит. статьи и комментариев), «Вагнер Р. Избранные работы» (1978, автор комментариев, совм. с С. А. Ошеровым). Соч.: Симфонический оркестр и его инструменты, М., 1962; Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966 (совм. с Ю. А. Фортунатовым); Книга об оркестре, М., 1969, 1978; Камерный оркестр Пауля Хиндемита. (Кammermusiken No 1-7), в сб.: Музыка и современность, [вып.] 9, М., 1975; Симфонии Густава Малера, М., 1975; Александр Мосолов: двадцатые годы, «СМ», 1976, No 12; Курт в диалоге наших дней, «СМ», 1977, No 8; Из истории партитурной нотации. Звуковая плотность и пространство в многохорной музыке XVII века, в сб.: История и современность, Л., 1981. |