БАРТОК (Bartok) Бела (25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул-Маре, Румыния - 26 IX 1945, Нью-Йорк) - венгерский композитор, пианист, музыковед-фольклорист и педагог. Родился в семье директора сельскохозяйств. школы и нар. учительницы. С раннего детства учился игре на фп. под рук. матери, затем у Ф. Керша и Л. Эркеля; в 1899-1903 - в Академии им. Листа в Будапеште у И. Томана (фп.) и Я. Кёслера (теория композиции). В период творч. становления Б. испытал влияние Ф. Листа, позднее - Р. Штрауса и К. Дебюсси. Большинство ранних произв. (романсы, камерные и фп. пьесы, симфония) не было опубликовано при жизни Б. и не вопию в осн. список его сочинений; среди них наибольший успех имела программная симф. поэма «Кошут», навеянная идеями венг. революции 1848 и пронизанная интонациями и ритмами вербункоша. В 1906 вместе со своим другом и соучеником З. Кодаем Б. начал интенсивно собирать и изучать старинный крестьянский (венг., рум. и словацкий) муз. фольклор. Систематич. экспедиции с фонографом по глухим венг., рум. и трансильванским селениям обогатили Б. живыми впечатлениями от нар. муз. искусства. Важное значение для творч. развития Б. имело открытие др.-венг. пентатоники, резко отличавшейся от привычного лада цыгано-венг. мелодий, широко бытовавших в городской и мелкопоместной среде. В этот период (1906-19) напряжённых поисков собств. муз. стиля Б. пытался сочетать архаич. элементы крестьянского фольклора (гл. обр. венг. и румынского) с остро-динамичными средствами совр. гармонии, полифонии, инстр. фактуры. Творческие поиски Б. особенно ярко проявились в его фп. пьесах «Багатели», «Бурлески», «Allegro barbaro», сюита op. 14, Импровизации, op. 20 (1908-20), в первых двух струн. квартетах (1908, 1915-17), в произв. для муз. театра. Новаторская направленность творчества Б., его непримиримость к рутине, академич. застою, прогрессивная трактовка идеи народности были во многом близки демократич. тенденциям венг. литературы и искусства нач. 20 в. (поэзия Э. Ади, проза Ж. Морица, живопись «Группы восьми», лит. журналы «Nyugat» и «Ma»). Смелые искания Б. встречали сильное противодействие консервативной критики, в результате чего его опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911) и ряд симф. и камерных опусов были исполнены лишь спустя неск. лет после их создания. Широкое обществ. признание пришло к Б., когда будапештский Нац. театр по инициативе дирижёра Э. Танго впервые пост. его балет «Деревянный принц» (1917) и оперу «Замок герцога Синяя Борода» (1918). Однако одно из наиболее смелых по муз. языку сочинений тех лет - балет-пантомима «Чудесный мандарин» (либр. М. Лендьела. 1919) было отвергнуто и пост. на венг. сцене лишь после смерти автора. «Чудесный мандарин» - одна из наиболее впечатляющих партитур Б.; полуфантастич. сюжет, рисующий преступный мир совр. большого города, воплощён предельно напряжёнными муз.-выразит. средствами, граничащими с экспрессионизмом. Иной колорит, сочетающий венг. танц. элементы с насмешливо-кукольной гротескностью, представлен в сказочном балете «Деревянный принц». В годы 1-й мировой войны 1914-18 Б. занял антивоен. позицию. В период Венг. сов. республики (1919) он вместе с З. Кодаем возглавил демократич. преобразование муз. жизни страны, за что в годы хортистского режима подвергся репрессиям. После 1919-20 творч. биография Б. характеризуется интенсивными поисками новых средств муз. выразительности, усилением контактов с наиболее радикальными кругами европ. модернизма. Не порывая связей с нар.-песенными истоками, он сочетает развитие фольклорных элементов с творч. освоением опыта И. Ф. Стравинского, отчасти А. Шёнберга (две скрипичные сонаты, 3-й, 4-й квартеты, ряд фп. пьес). В некоторых произв. Б. 1920-х гг. нашли отражение тенденции, характерные для европ. музыки тех лет: гипертрофированный динамизм, склонность к жёстким, ударно-шумовым звучностям и рафинированный интеллектуализм, нередко выраженный в сложных формах линеарной полифонии. 1920-30-е гг. - период расцвета конц. деятельности Б.-пианиста: он систематически гастролирует в крупнейших муз. центрах Европы и США. В 1929 состоялись его гастроли в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В этот период Б. усиленно занимается науч. работой в области муз. фольклористики, сочетая её с исполнительской, композиторской и педагогич. деятельностью (в 1907-34 Б. - профессор по классу фп. Академии музыки им. Листа). В 1934 он оставляет профессуру и посв. себя исследовательской работе в области муз. фольклористики и этнографии в венг. Академии наук. С нач. 1930-х гг. в творчестве Б. намечается стремление к большей простоте, классичности муз. стиля, тематич. и ладовой ясности, что привело к отказу от некоторых экспериментальных крайностей. Эти новые искания совпали с обществ.-политич. активизацией композитора, резко осудившего фашистскую реакцию и угрозу войны. В 1931 Б. участвовал в Междунар. конгрессе защиты культуры; в знак протеста против фашистской реакции запрещал исполнение своих сочинений по нем. и итал. радио. Новые стилистич. поиски Б. проявились в кантате «Девять волшебных оленей» («Cantata profana», 1930) и 2-м концерте для фп. (1931). В конце 1930-х гг. и особенно в годы 2-й мировой войны 1939-45 Б. создаёт наиболее значительные свои произв., своеобразно выражающие идеи гуманизма и междунар. братства. В «Музыке для струнных, ударных и челесты» (к 10-летию Базельского оркестра, 1936), сонате для 2 фп. и ударных (1937), 2-м скр. концерте (1938), трио «Контрасты» для кларнета, скрипки и фп. (по заказу Б. Гудмена, 1938), Дивертисменте для струнного оркестра (1939) яркий нац. тематизм, почерпнутый в венг. фольклоре (и шире - народов Юго-Вост. Европы), сочетается с эмоциональной и динамич. напряжённостью музыки, в которой чутко отражена грозовая атмосфера предвоенных лет. Тяготение Б. к демократизации муз. искусства, к сближению с широкой аудиторией выразилось в создании ряда произв. для учащейся молодёжи (фп. цикл «Микрокосмос», окончен в 1937, 44 скр. дуэта, 1931), для хор. самодеятельности (кантата «Из прошлого», 1935, обр. венг. песен). В начале 2-й мировой войны Б. эмигрирует в США (1940). Несмотря на болезнь, нужду и равнодушие со стороны амер. муз. кругов, он создаёт неск. выдающихся сочинений, в т. ч. 5-частный Концерт для оркестра (1943), написанный по заказу дирижёра С. А. Кусевицкого, и широко известный 3-й фп. концерт. Умер Б. в нужде, в одной из казённых нью-йоркских больниц. Центр. место в обширном наследии Б. занимают инстр. произв.: пьесы для фп., 6 струн. квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки; концерты для фп. (3), для скрипки (2), многочастные сочинения для оркестра. Бела Барток. Первая страница рукописи «Секейские песни». Более эпизодическими были его обращения к муз.-сценич. и вок. жанрам. Значительно научно-фольклорное наследие Б. (ок. 11 000 записей нар. песен, ряд ценнейших исследований венг., рум., словацкого, сербскохорватского, араб. фольклора). Деятельность Б. способствовала смелому обновлению образного и интонац. строя совр. музыки посредством ярко новаторского претворения муз. фольклора. Он сознательно противопоставлял эстетич. совершенство старинного крестьянского фольклора духовному обнищанию бурж. урбанистич. культуры. Дни, проведённые в деревне, среди крестьян, Б. считал счастливейшими днями своей жизни. Простые крестьяне, хранящие древние образцы нац. искусства, были для него подлинными и достойными носителями истинных этич. идеалов. Воспевание деревенской жизни, близкой к природе, осуждение аморальной «цивилизации» составляют внутр. смысл наиболее значит. его опусов - от непрограммных инстр. сочинений до песен и кантат. Во мн. произв. Б. использует подлинные фольклорные темы, применяя разл. методы их гармонизации: от бережной, прозрачно красочной обработки до резко динамизированных, сгущённо диссонантных комплексов. Лучшие пьесы Б., осн. на фольклорном материале, широко используются в репертуаре совр. исполнителей («Румынские танцы», 1915, две рапсодии для скрипки, 1928, «Танцевальная сюита» для оркестра, 1923, и др.). Старинные крестьянские песни служили Б. не только образном высшей мудрости и красоты, но и источником обновления современного муз. языка. Своеобразие древних ладов, по словам композитора, подсказало ему путь к «полной эмансипации от существовавшего до сих пор исключительного господства мажоро-минорной системы». Опыт нар. музицирования, тщательно изученный им в фольклорных экспедициях, нашёл своё отражение в своеобразных ладовых, ритмич., тембровых особенностях его собств. стиля. Для творчества Б. характерна резкая активизация метроритма, порой выступающего на первое место в системе его муз.-выразит. средств; отсюда тяготение к нерегулярной метрике, к частой смене разл. размеров, применение несимметричной группировки мотивов внутри такта («болгарские ритмы»), резкое смещение акцентов на слабые части тактов, своеобразное ритмич. варьирование, элементы полиритмии. С фольклорными истоками преим. связана интонационная сфера музыки В.: широкое использование пентатонных построений и квартовых интонаций, обращение к старинным диатоническим ладам. Б. смело обновлял ладо-гармонич. строй музыки, раздвинув рамки совр. тональной системы за счёт политональных, полиладовых эффектов и широкого применения средств линеарной полифонии. Неизменный интерес к темброво-колористич. природе музыки проявлялся в частом обращении Б. к ударно-шумовым и декоративно-изобразит. звучностям (изображения причудливой «музыки ночи» в медленных частях его инстр. циклов). Отсюда особый интерес Б. к выразит. возможностям удар. инструментов или к разл. приёмам имитации ударных у фп. и струнных. Сохраняя интерес к традиц. крупным формам инстр. музыки, Б. полностью отказывается от статики, механич. повторов: он развивает принцип монотематизма, унаследованный от Ф. Листа, культивирует симметрич. форму «арки» с применением сложно варьированных репризных возвращений. Лучшие творения Б. захватывают стихийностью ритмов, буйной красочностью, остротой драматич. контрастов и лапидарной чёткостью тематизма. Для них типично резкое противопоставление образам беснующегося варварства и жутких ночных видений светлой и здоровой стихии нар. искусства. Творчество Б. оказало огромное воздействие на формирование венг. музыки нового направления в 1930-1950-х гг., а также на развитие молодых нац. композиторских школ в странах Вост. и Юго-Вост. Европы. Начиная со 2-й пол. 1950-х гг. музыка Б. широко исполняется ведущими сов. музыкантами (С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Т. П. Николаева, Г. H. Рождественский, К. П. Кондрашин и др.). В 1955 Всемирный Совет Мира посмертно удостоил Б. Междунар. пр. Мира, отметив, что его музыка содействует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами. Основные даты жизни и деятельности 1881. - Родился 25 марта в г. Надьсентмиклош (ныне г. Сынниколаул-Маре, СРР). 1886. - Начал учиться игре на фп. у матери, П. Войт-Барток. 1888. - Смерть отца. 1889. - Семья Б. переезжает в г. Надьсёлёш (ныне г. Виноградов Укр. ССР). 1890. - Начало учения в гимназии в г. Надьварад. - Уроки фп. игры и композиции у Ф. Керша. - Создание первых фп. пьес (вальс, мазурка и др.). 1892. - 1 V. Первое выступление в публичном концерте в г. Надьсёлёш. - Переезд семьи в г. Пожонь (ныне Братислава). - Занятия музыкой с Л. Эркелем. 1893. - Семья временно поселяется в г. Бистрица (Румыния). 1894. - Возвращение в Пожонь, где Б. в течение 1894-99 учится в гимназии. - Участие в гимназич. концертах. 1897. - Создание первых произв. - сонаты, скерцо и др. пьесы для фп. 1898. - Поездка в Вену в связи с предполагавшимся поступлением в Венскую консерваторию. 1899. - Поступление в Академию музыки им. Листа (Будапешт). 1900. - Выступления в качестве пианиста на вечерах Академии музыки. 1902. - Первый самостоят. клавирабенд в Будапеште. - Увлечение симф. поэмами Р. Штрауса. - Начало дружбы с З. Кодаем. 1903. - Концертные поездки в Вену и Берлин по окончании Академии музыки. 1904. - Премьера симф. поэмы «Кошут» в Будапеште, Манчестере. - Первая запись нар. песни. 1905. - Выступление на Междунар. конкурсе пианистов им. А. Г. Рубинштейна в Париже. - Начало систематич. работы по изучению нар. песен. 1906. - Конц. поездка со скрипачом Ф. Вечеем (Испания и Португалия). - Фольклорные экспедиции по собиранию венг. и словацких песен. - Издание сб. обр. «20 венгерских народных песен» (совм. с З. Кодаем). 1907. - Начало педагогич. деятельности: преподавание фп. игры в Академии музыки им. Листа. - Поездка в Трансильванию для собирания секейских нар. песен. Создание на их основе «3 песен из комитата Чик» (для фп.). 1908. - Первые выступления в прессе с науч. исследованиями по фольклору. - Конц. поездки в Швейцарию и Францию. 1909. - Начало разлада с консервативной критикой (в связи с плохо принятой 2-й орк. сюитой в Будапеште и Берлине). - Изучение рум. фольклора. - Поездка в Париж. 1910. - Авторские вечера Б. и Кодая с участием квартета Вальдбауэра-Керпей. - Издание фп. пьес фирмой Рожавёльдьи. - Авторские концерты в Париже и Цюрихе. 1911. - Организация Нового венгерского муз. общества (UMZE). 1912. - Ликвидация UMZE, вызванная равнодушием публики и критики. - Отказ Б. от концертной и композиторской деятельности. - Сочинение оперы «Замок герцога Синяя Борода». 1913. - Фольклорная экспедиция в Алжир. - Публикация исследования «Румынские песни из комитата Бихар». 1914. - Поездка в Париж, где Б. ведёт переговоры об изд. своих алжирских записей. 1915. - Собирание словацкого фольклора в р-не Зойом. - Выступление на антивоен. утреннике, приуроченном к открытию выставки художника Й. Рипль-Ронаи. - Возобновление композиторской деятельности: серия пьес на рум. нар. темы (сонатина для фп., Румынские колядки и Румынские танцы для фп., песни и хоры). 1916. - Возвращение к муз. театру при содействии дирижёра Э. Танго. Завершение балета «Деревянный принц». 1917. - Сближение с антивоен. лит. кругами (журнал «Ma»). - Премьера «Деревянного принца» в Нац. театре. 1918. - Премьера оперы «Замок Синей Бороды» в Нац. театре в Будапеште. 1919. - Участие в муз. Директории (совм. с Кодаем) в дни Венг. коммуны. - Возобновление конц. деятельности. - Работа над балетом «Чудесный мандарин» (клавир). 1920. - Травля Б. венг. шовинистич. газетами. - Протест против увольнения Кодая из числа профессоров Академии музыки. - Конц. выступления в Берлине. 1921. - Выпуск к сорокалетию со дня рождения Б. спец. номера венского журн. «Anbruch». - Работа совм. с Кодаем над исследованием трансильванских песен. - Подготовка к печати кн. «Венгерская народная песня». 1922. - Успешные пианистич. выступления в Англии, Франции, Голландии, Румынии. - Участие в фестивале Междунар общества совр. музыки. 1923. - Концертные турне с исполнением 2-й скр. сонаты (солистка Е. д'Араньи). - Выход в свет в Мюнхене сб «Народная музыка румын из Марамуреша». - Премьера «Танцевальной сюиты» для оркестра (на торжествах к 50-летию объединения Буды и Пешта). 1924. - Резкие выпады против Б. со стороны венг. реакции за его выступления в Румынии. 1925. - Конц. выступления в Италии. - Успешное исп. «Танцевальной сюиты» на фестивале Междунар общества совр. музыки. - Отказ. в пост. «Чудесного мандарина» в Нац. театре (Будапешт). 1926. - Большое конц. турне по странам Зап Европы. - Исп. за рубежом «Деревянного принца» (Цюрих), 2-го квартета (Лондон), «Танцевальной сюиты» (в 17 европ городах). - Новая активизация композит деятельности после трехлетнего перерыва (создание мн. фп. произв.). - Снятие с репертуара «Чудесного мандарина» в Кёльне (по указанию бургомистра К. Аденауэра). 1927. - Успех 1-го фп. концерта на фестивале во Франкфурте-на-Майне. - Сочинение 3-го струн. квартета на конкурс Филадельфийского муз. общества. 1928. - Двухмесячная гастрольная поездка по США. - Участие в Междунар конгрессе по изучению нар музыки (Прага). 1929. - Конц турне по СССР. - Выступления в Швейцарии, Италии, Дании. - Начало сотрудничества с Базельским камерным оркестром P. Захера - Возвращение к работе над обр нар. песен (20 венг. песен для голоса и фп.). 1930. - Создание кантаты «Девять волшебных оленей» («Cantata profana»). 1931. - Участие в Междунар. конгрессе защиты культуры (Женева), выступление в защиту А. Тосканини. 1932. - Участие в Междунар. конгрессе по изучению араб. нар. музыки (Каир). 1933. - Успешные авторские исполнения 2-го фп. концерта (Франкфурт Амстердам, Лондон, Вена, Стокгольм, Цюрих и др.) - Возвращение к работе над произв. на венг. нар. темы. 1934. - Прекращение педагогич. деятельности в Академии музыки. - Начало научно-исследоват. работы по муз. фольклористике в Венг. Академии наук. - Премьера «Cantata profana» в Лондоне. - Публикация брошюры «Венгерская музыка и музыка соседних народов». 1935. - Возобновление пост. «Деревянного принца» в Будапеште. - Выход в свет кн. «Мелодии румынских колядок» (Вена). - Хор. сочинения для певч. самодеятельности. 1936. - Доклад в Венг. Академии наук о традициях P. Листа. - Выход в свет брошюры «Зачем и как собирать народные песни». - Экспедиция в Турцию (р-н Анатолии) для записи нар. песен. 1937. - Б. запрещает передавать свои произв. по радио в странах фашистского режима (Италия и Германия). - Новые выпады против Б. со стороны рум. и венг. шовинистов. 1938. - Разрыв с издательством «Universal Edition» после захвата Австрии нацистами. 1939. - Премьера 2-го концерта для скрипки в Амстердаме. - Работа над партитурами Дивертисмента для струн. оркестра, 6-го струнного квартета (Швейцария). 1940. - Конц. поездка в США. - Переговоры о переезде в Нью-Йорк. - Последний концерт в Будапеште. - Завещание Б. (запрещение именовать его именем улицы и площади Будапешта, пока существуют площади им. Гитлера и Муссолини). - Эмиграция в США. - Присуждение звания почетного профессора Колумбийского университета (Нью-Йорк). 1941. - Конц. турне по США. - Временная работа в Колумбийском университете по изучению сербскохорватских песен. - Прекращение конц. выступлений. - Нужда. - Длительный перерыв в композиторской деятельности. 1942. - Начало тяжелой болезни. - Увольнение из Колумбийского университета. 1943. - Последнее публичное выступление в концерте. - Заказ от С. Кусевицкого на симф. произв. - Лечение в Саранак-Лейке и Ашвилле. - Встречи с И. Менухиным в связи с работой над сонатой для скрипки соло по его заказу. 1944. - Успешная премьера Концерта для оркестра. Получение заказа от У. Примроза на Концерт для альта. 1945. - Обострение болезни, препятствующее возвращению в освобожденную Венгрию. - Лечение в Саранак-Лейке. - Работа над последними произв. - 3-м фп. концертом и Концертом для альта. 26 IX. Смерть Б. Соч.: опера - Замок герцога Синяя Борода (одноактная, 1911, 1918, Будапешт); балеты - Деревянный принц (1914-16, 1917, Будапешт), балет-пантомима Чудесный мандарин (1918-19, 1926, Кёльн); кантата Девять волшебных оленей (Cantata profana - Светская кантата, для тенора, баритона, двойного хора и симф. орк., 1930); для орк. - симфония (1902), симф. поэма Кошут (1903), Два портрета (ор. 5, 1907-08), 2 сюиты (op. 3 и 4, 1905, 1905-07), скерцо (1902), 4 пьесы (1912, оркестрованы в 1921), Две картины (1910), Танцевальная сюита (1923), Венг. крестьянские песни, Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Дивертисмент для струн. орк. (1939); концерты - для орк. (1943), для разл. инстр. с орк. - для фп. (1926, 1930-31, 1945), 2 для скр. (1908, 1938), для альта (1945, завершён Т. Шерли по эскизам Б.), рапсодия для фп. с орк. (1904), скерцо для фп. с орк. (1904); камерн. соч. - ансамбли: фп. квартет (1898), фп. квинтет (1904), 6 струн. квартетов (1908, 1915-17, 1927, 1928, 1934, 1939), Контрасты для скр., кларнета и фп. (1938), соната для 2 фп. и ударных (1937, перераб. для фп. с орк., 1940), для скр. и фп. - 2 рапсодии (1928, перераб. для скр. с орк.), 3 сонаты (1903, 1921, 1922), соната для скр. соло (1943-44), 44 дуэта для 2 скр. (1931); для фп. - сюита (1916), соната (1926), сонатина (1915), соната для 2 фп. и ударных(1937), циклы На просторе (5 пьес, 1926), пьесы, в т. ч. циклы рум. танцев - 2 рум. танца (1910) и 6 рум. танцев (1915), Рум. колядки (20 пьес, 1915), 15 Венг. крестьянских песен (1914-17); Allegro barbaro (Варварское аллегро, 1911), 14 Багателей (1908), 10 лёгких пьес (1908), 2 элегии (1908-09), 7 эскизов (1908-10), 3 Бурлески (1908-10), 4 Траурные песни (1910), 3 этюда (1918, ор. 18), 8 Импровизаций на темы венг. крестьянских песен (1920), 9 маленьких пьес (1926), 3 рондо (1916-27), Детям (4 тетр. - 85 пьес, 1908-09), Микрокосмос (153 пьесы, 1926-37); для голоса с фп. - циклы песен: 4 песни (1903), 5 песен (Маленькому словаку, 1905), Деревенские сцены (1924), обработки нар. песен для голоса с фп. - 20 венг. (с Кодаем, 1906), 8 венг. (1907-17), 20 венг. (4 тетр., 1929), 5 песен для голоса с фп. или женского хора и камерн. орк. (1924); для хора - Песни любви для 2-гол. хора и фп. (1900), Вечер (1903), 4 старых венг. нар. песни для хора a cappella (1912), 5 словацких нар. песен для хора и фп. (1914), для муж. хора - словацкие нар. песни a cappella (1917), 6 трансильванских песен (1932), Секейские песни (1932), 4 венг. нар. песни (1930), кантата Из прошлого (1935), 27 двух- и трёхгол. хоров для детского (8 тетрадей) или женского хора a cappella (1935) и др. Лит. соч.: Фольклорные труды - Зачем и как собирать народную музыку, пер. с венг., М., 1959; Cantece popolare Romanesti, din comitatul Bihor (Ungaria), Buc., 1913; Erdelyi Magyarsag Nepdalok, Bdpst, [1923?]; Die Volksmusik der Rumänen von Maramures, Münch., 1923; A Magyar nepdal, Bdpst, 1924; в нем. пер. - Das ungarische Volkslied, В., 1925; в англ. пер. - L., 1931; Nepzenenk йs a szomszed nepzenje, Bdpst, 1934; Die Volksmusik der Magyaren und der benachbarten Völker, В., 1935; в рус. пер. - Народная музыка Венгрии и соседних народов со вступит. статьёй И. В. Нестьева, М., 1966; Die Melodien der rumänischen Colinde (Weinachtslieder), W., 1935; Serbo-Croatian folksongs, N. Y., 1951 (совм. с В. Abert); Corpus musicae popularis Hungaricae, hrsg. von B. Bartok und Z. Кodaly für den Druck bearb. von G. Кerenyi, Bdpst, 1951-66; Der Musikdialekt der Rumänen von Hunyad. Die Volksmusik der Araben von Biskra und Umgebung, «ZfMw», 1919-20; Das Problem der neuen Musik, «Melos», 1920, I; Liszts Musik und das Publikum unserer Zeit, 1911, neu veröff., «Das Musikleben», 1951, IV; Neue Ergebnisse der Volksliedforschung in Ungarn, в сб.: Musikblätter des Anbruch, XIV, W., 1932, S. 37-42. Письма: Bartok Bela lvelai, köt. 1-3, цssz. Demeny Janos, Bdpst, 1948-55; Ujfalussy J. (цssz.), Bartok Belabreviarium, Bdpst, 1958; в рус. пер. - Письма к P. Колессе, «СМ», 1961, No 1; Eigene Schriften und Erinnerungen der Freunde, hrsg. von W. Reich, Basel - Stuttg., 1958. |