БАЙО (Baillot) Пьер Мари Франсуа де Саль (1 X 1771, Пасси, близ Парижа - 15 IX 1842, Париж) - франц. скрипач, педагог, композитор и муз. писатель. С детских лет обучался игре на скрипке в Пасси у Полидори, в Париже у Сент-Мари (с 1780), в Риме у Поллани (с 1783). По композиции занимался у Ш. С. Кателя, А. Рейхи и Л. Керубини. С 1791 был первым скрипачом театра «Фейдо», сменив на этом посту Дж. В. Виотти, оказавшего решающее влияние на формирование исполнительского стиля Б. В 1795-1842 профессор Парижской консерватории по классу скрипки (среди его учеников Ф. А. Хабенек, Ж. Ф. Мазас и др.). С 1802 гастролировал во мн. европ. странах, в т. ч. России, где в 1805-08 был придв. солистом в Петербурге. В 1814 организовал в Париже первые публичные вечера квартетной музыки, пропагандировал творчество Л. Боккерини, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В 1821-32 первый скрипач театра «Гранд-Опера», с 1827 солист придв. капеллы в Париже. Вместе с П. Роде и Р. Крейцером Б. составил триаду выдающихся скрипачей т. н. парижской школы. Исполнение Б. отличалось певучестью, строгостью и благородством стиля. Особенно славился Б. как квартетный исполнитель, его искусство высоко ценили Н. Паганини и Ф. Мендельсон. В 1802 издал «Скрипичную метуду», написанную совм. с Крейцером и Роде («Methode de violon»…redigee par Baillot; переведена на рус. яз., 1812) и получившую широкое применение в педагогич. практике 1-й пол. 19 в. Прогрессивные методич. и эстетич. принципы, явившиеся основой этого труда, были развиты Б. в изданной им позднее собств. скрипичной школе («L'art du violon», 1834), до сих пор не утратившей значения. Б. написал очерки об А. Гретри («Notice sur Gretry», 1814) и Дж. Б. Виотти («Notice sur Viotti», 1825), опубликовал ряд муз. статей. Автор мн. произв. для скрипки: 9 концертов, ок. 30 вариационных циклов (в т. ч. на темы рус. нар. песен), 24 этюдов и др., а также камерно-инстр. ансамблей (3 струн. квартета, 15 трио для 2 скрипок с басом). |