БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК - группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 80-90-е гг. 19 в. на муз. вечерах в доме муз. деятеля и мецената, пропагандиста творчества русский композиторов М. П. Беляева («беляевские пятницы»). Возглавлял кружок Н. А. Римский-Корсаков; в состав входили гл. обр. его ученики: композиторы Ф. С. Акименко, Н. Н. Амани, К. А. Антипов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Я. Витол (И. И. Витоль), А. К. Глазунов, В. А. Золотарёв, И. И. Крыжановский, А. К. Лядов, Н. А. Соколов, H. H. Черепнин, дирижёр Г. О. Дютш, пианист Н. С. Лавров, пианист и комп. А. А. Винклер. К постоянным посетителям Б. к. принадлежали А. П. Бородин и В. В. Стасов. В 90-е гг. тесные связи с Б. к. устанавливаются у некоторых моск. композиторов, в т.ч. у С. И. Танеева и А. Н. Скрябина. Римский-Корсаков, а позднее также Глазунов и Лядов являлись художеств. руководителями издательской и конц.-организаторской деятельности Беляева. После смерти Беляева этот триумвират составил Попечительный совет по управлению всеми делами беляевского издательства и концертов. Преемственно связанный с «Могучей кучкой», Б. к. не выдвигал определённой идейно-художеств. программы. Как яркие творч. индивидуальности в нём выделялись Лядов и Глазунов. Творчество большинства «беляевцев», в отличие от смелого боевого новаторства «Могучей кучки», носило академич. замкнутый, нередко эпигонский характер. Преимуществ. внимание уделялось вопросам проф. мастерства и технологии. На первый план выдвигались инстр. жанры и отчасти камерно-вок. лирика. Опера, занимавшая важнейшее место в творчестве Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, почти совсем выпадает из поля зрения «беляевцев». Приёмы творчества «кучкистов», гл. обр. Римского-Корсакова, часто приобретали у композиторов Б. к. внешний, формальный характер. Сам Римский-Корсаков критически относился к этим тенденциям, осуждая молодых «беляевцев» за отсутствие творч. смелости, некоторый идейный индифферентизм и проф. ограниченность. |