БЕЛЛИНИ (Bellini) Винченцо (3 XI 1801, Катания, Сицилия - 23 IX 1835, Пюто, близ Парижа) - итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец - дирижёр, дед - органист и композитор). В 1819-25 (или 1827) учился в неаполитанской консерватории «Сан-Себастьяно» у Д. Фурно (гармония), Дж. Тритто (контрапункт), К. Конти (чембало), Н. Цингарелли (композиция). Дебютировал оперой «Адельсон и Сальвини» (1825, театр консерватории «Сан-Себастьяно», Неаполь). Известность принесла ему опера «Бианка и Фернандо» (1826, театр «Сан-Карло», Неаполь). Переехав в Милан, Б. сблизился с поэтом Ф. Романи, ставшим его постоянным либреттистом. Большой успех сопутствовал постановке оперы «Сомнамбула» (1831). Наиболее совершенное произв. Б. - опера «Норма» (1831) не имела успеха на премьере, но со второго представления завоевала популярность. В 1833 Б. дирижировал своими операми в Лондоне, приобрёл европ. известность. В 1834-35 жил в Париже, написал для парижского «Театр Итальен» оперу «Пуритане» (1835). Умер в Париже, погребён на кладбище Пер-Лашез, в 1876 его прах перевезён на родину, в Катанию. Творч. деятельность Б. совпала с ростом нац.-освободит. движения в Италии. В музыке Б. нашли отражение умонастроения итал. народа, страдавшего под гнётом австрийцев и местных реакционных правителей. Постановки опер Б. в Италии неоднократно сопровождались патриотич. демонстрациями. В операх «Норма» (сюжет из эпохи восстания угнетённого галльского племени против Рима), «Пуритане» (одна из тем оперы - борьба между демократически настроенными пуританами и приверженцами монархии) и др. произв. зрители улавливали актуальный политич. смысл. Музыке Б. свойственны романтич. приподнятость и в то же время мягкий лиризм. Мастер бельканто, Б. оказал большое влияние на развитие вок. искусства. На произв. Б. совершенствовались выдающиеся певцы (Дж. Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини, А. Тамбурини, Л. Лаблаш и др.). Основу музыки Б. составляет выразит. вок. мелодика, впитавшая интонации и ритмы итал. нар. песен, а также массовых песен борьбы и сопротивления. Мелодии Б. вокальны, отличаются широтой дыхания, непрерывностью развития (украшения, обвивая мелодию, становятся её составной частью, подчёркивая протяжённость и плавность распева). Гармония и инструментовка в операх Б., как правило, просты. Б. обладал тонким поэтич. вкусом. Бережно относясь к слову, он добивался тесной связи музыки и текста, стремился к естеств. воплощению речевых интонаций в музыке. Б. явился реформатором итальянского оперного речитатива, сочетая речевые интонации с напевностью. В. Беллини. Каватина Адины из оперы «Сомнамбулы». Автограф. Творч. достижения Б. подготовили мн. открытия Дж. Верди. Иск-во Б. высоко ценили Ф. Шопен, Л. Керубини, Ф. Лист, Г. Гейне и др. М. И. Глинка, сблизившись с Б. во время своего пребывания в Италии, написал неск. произв. на его темы («Рондо на тему из оперы «Капулети и Монтекки», «Блестящий дивертисмент на тему из «Сомнамбулы» и др.). Соч.: 11 опер, в т. ч. Пират (Il Pirata, 1827, театр «Ла Скала», Милан), Чужестранка (La Straniera, 1829, там же), Заира (1829, Новый герцогский театр, Парма), Капулети и Монтекки (1830, театр «Фениче», Венеция), Сомнамбула (1831, театр «Каркано», Милан), Норма (1831, театр «Ла Скала», Милан), Беатриче ди Тенда (1833, театр «Фениче», Венеция), Пуритане (I Puritani e i Cavalieri, 1835, «Театр Итальен», Париж); симфонии - D-dur (1818), Es-dur, d-moll, B-dur, c-moll, d-moll, Es-dur (1821-24), концерт для гобоя и орк.; духовная музыка; арии; романсы, канцонетты и др. Письма: Le lettere di Bellini, Catania, 1935. |