БЕНДА (Benda) Йиржи (Георг) Антонин (30 VI 1722, Старе-Бенатки - 6 XI 1795, Кёстриц) - чеш. композитор, скрипач, дирижёр. Муз. подготовку получил в гимназиях в Космоноси (1735), Йичине (1739-42). В 1742-49 скрипач придв. капеллы в Берлине. С 1750 работал в Готе, где в 1770-78 был придв. капельмейстером. Выступал с исполнением своих сочинений в Гамбурге, Вене, Париже, Берлине. Последние годы жизни провёл в Роннебурге и Кёстрице. Творчество Б. было одним из характерных проявлений движения «Бури и натиска» в музыке. Наибольшее значение имеют его муз.-сценич. произв. Следуя взглядам франц. просветителей, Б. стремился к яркой драматич. выразительности музыки и правдивости вок. декламации. Особенно высокое признание получили его мелодрамы («Ариадна на Наксосе» - «Ariadne auf Naxos», 1774; «Медея», 1775, и др.). Этот жанр Б. обогатил достижениями реформаторских опер К. В. Глюка и нового инстр. стиля мангеймской школы, придав ему крупные симф. масштабы, силу и разнообразие драматич. экспрессии. Новаторские тенденции проявляются и в зингшпилях Б. Нек-рые из них (напр., «Леса», 1776) приближаются по характеру к сентиментальной бурж. драме. Музыка Б. отличается резкими динамич. контрастами, красочной инструментовкой, рельефными характеристиками сценич. образов. Соч.: мелодрамы - Пигмалион (1779), Альманзор и Надина (1779); зингшпили «Деревенская ярмарка» (Der Dorfjahemarkt, 1775), Леса (Wälder, 1776), Ромео и Джульетта (1776), «Дровосек, или Три желания» (Der Holzhauer, oder Die drei Wünscher, 1778), Татарский закон (Das tatarische Gesetz, 1786, пост. 1787); кантаты - Жалобы Аминты (Amynt's Кlagen, 1774), Цефал и Аврора (1775), Жалобы Бенды (Benda's Кlagen, 1792); симфонии, концерты, сонаты; церк. музыка (кантаты, мессы, магнификаты и др.). БЕНДА (Benda) Франтишек (Франц) (22 XI 1709, Старе-Бенатки - 7 III 1786, Потсдам) - чеш. скрипач и композитор. Брат Й. Бенды. Пел в церк. хоре мальчиков в Праге (с 1718), а также выступал как солист в оперных спектаклях (1723). Гастролируя (с 1726) в разных городах Зап. Европы (Вена, Вроцлав, Варшава, Дрезден), приобрёл известность в качестве концертирующего скрипача. С 1733 придв. скрипач в Нёй-Руппинсберге, с 1740 - в Берлине при дворе Фридриха II. В 1771-86 концертмейстер Корол. оркестра. В игре Б. виртуозность сочеталась с выразительной напевностью, задушевностью исполнения. Композиторское творчество Б. развивалось вначале под влиянием А. Вивальди, Дж. Тартини, затем Ф. Э. Баха и Й. Г. Грауна. Вместе с тем Б. вносил в свою музыку элементы чеш. мелодики и ритмики. Б. был одним из композиторов сер. 18 в., в творчестве которых наметились элементы классич. муз. стиля. Галантное изящество и непринуждённость сочетаются в его музыке с чертами сентиментализма. Современники особенно ценили певучие медленные части его инстр. сочинений. Среди произведений Б. наиболее значительны скрипич. сонаты. Б. - автор симфонии, 9 скр. концертов, концерта для чембало, 6 сонат для скр. с генерал-басом, 6 трио для 2 скр. с генерал-басом, 3 трио-сонат для клавесина с флейтой или скр., ок. 120 сольных произв. (в т.ч. сонат) для скр., сонаты для флейты и клавесина и др. Лит. соч.: Autobiographie, «Hillers Wöchentliche Nachrichten», 1766-67 (рус. пер. - Автобиография Франциска Бенды, «Музыкальный и театральный вестник», 1856, No 41, 42, 44); Tonkünstler-Lexicon Berlins…, В., 1860-61. |