БЕНДЛЬ (Bendl) (псевдоним Подскальски, Podskalsky) Карел (16 IV 1838, Прага - 20 IX 1897, там же) - чеш. композитор и дирижёр. Учился музыке у К. Пича в Пражской орг. школе (1855-58). Начал композиторскую деятельность в области вок. жанра (за песню «Полетела голубка» награждён премией Далибора). В дальнейшем - капельмейстер нем. оперных трупп в Брюсселе (1864), Амстердаме (1864-65), а также в Париже. В 1865-77 рук. певч. общества «Глагол пражский», в котором мужской хор преобразовал в смешанный. Был также капельмейстером Временного театра в Праге (1874-75) и здесь же регентом православной церкви Свети-Микулаш (1877-78). С 1878 руководитель оркестра мецената Дервиса в Лугано и Ницце, в 1881 капельмейстер Миланского собора. Вернувшись на родину, редактировал муз. приложение к газете «Humoristicky list» (1883-86), снова был регентом православной церкви (1886-90). С 1894 преподавал композицию в Пражской консерватории. Чл. Чешской академии наук и искусств (с 1890). Председатель Союза чешских певч. обществ (1890-91). Широкую популярность получили его песни («Песня жаворонка», «Цыганская песня») и хоры, выдержанные в традициях творчества Б. Сметаны. Написал к первомайскому празднику 1890 «Песню рабочего» (по поэме Я. Неруды), издание которой было конфисковано цензурой. В некоторых орк. произв. Б. (напр., Южнословацкая рапсодия, 1881) отразилось влияние словацкого фольклора. Соч.: оперы - Лейла (1867, пост. 1868), Бржетислав (1870), Старый жених (Stary zenich, 1882), Волшебный цветок (Carovny kvct, 1876, пост. 1940), Черногорцы (cernohorci, 1881), Джина (1884), Карел Шкрета (1883), Дитя Табора (Ditc Tabora, 1892), Любимая мать (Mati mila, 1895), оперетта Индийская принцесса (Indicka princezna, 1877); балет Чешская свадьба (ceskб svatba, 1895); кантаты - Шванда-волынщик (Svanda dudak, 1883), Щедрый день (Stedry den, 1886); для орк.: Тарантелла (1881), Южнословацкая рапсодия (1881), Полонез (1882), Дифирамб (1887), Каприччио (1887) и др.; для хора с орк.: Умирающий гусит (Umirajeci husita, 1869), Смерть Прокопа Великого (Smrt Prokopa Velikeho, 1871), Еврейская элегия (1874) и др.; мужские, женские и смешанные хоры; 2 струн, квартета, песни, фп. пьесы. Л. Г. Григорьев. |