БЕНУА (Benoit) Петер Леопольд Леонард (17 VIII 1834, Харелбеке, Зап. Фландрия - 8 III 1901, Антверпен) - бельгийский композитор, историк музыки и муз. деятель. Чл. Бельг. академии (с 1882). В 1855 окончил Брюссельскую консерваторию по классу композиции Ф. Ж. Фетиса. В 1858-59 посетил Германию, Францию. Работал дирижёром Фламандского театра в Брюсселе и театра «Пти Паризьен» в Париже. Б. - глава фламандского направления в бельг. музыке (т.н. антверпенской школы, см. Бельгийская музыка), опиравшегося в творч. практике на нац. фламандский фольклор и тяготевшего к нем. музыке. В 1867 основал фламандскую муз. школу в Антверпене (в 1898 преобразована в Корол. фламандскую консерваторию), в 1867-1901 её директор; провёл реформу муз. образования. Как композитор Б. работал в разл. жанрах. Наибольшее значение имеет его ораториально-кантатная музыка. Глубокое, мощное чувство, эмоциональный порыв и вместе с тем простота выразительных средств нашли воплощение в его ораториях «Люцифер», «Шельда» и в особенности в кантате «Рубенс», предназначенной к исполнению на «открытом воздухе». Музыкант-просветитель, Б. стремился создавать музыку, доступную широкому слушателю. Б. - автор книг по истории бельг. музыки и статей о совр. ему муз. жизни Бельгии. В 1901 в Антверпене осн. фонд имени Б.
Соч.: оперы (даты пост.) - Деревня в горах («Het dorp in't gebergte», 1856), Иза (1867), Усмирение Гента («De pacificatie van Ghent», 1876); для голосов хора и симф. орк. - Реквием (1863), оратории - Люцифер (1866), Шельда (1868), Война (De Oorlog, 1873) и др., кантаты - Убиение Авеля (Le Meurtre d'Abel, Рим. пр. 1856), Рубенс (1877), Хукбальд (1880, в честь фламандского ср.-век. муз. теоретика); с орк. - симф. поэмы - для фп. (1864), для флейты (1866); для фп. - Саги и баллады (1861); вок. соч. - квадрилогия, месса и др. церк. произв., хоры, песни (на франц. и флам. тексты); музыка к спектаклям драматич. театров. Лит. соч.: De vlaamsche muziekschool van Antwerpen, Antw., 1873; Verhandeling over de nationale toonkonde, v. 1-2, Antw., 1875-77; De oorsprong van het cosmopolitisme in de muziek, Anw., 1876; Geschriften, Antw., 1942.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕНУА Александр Николаевич [21 IV (3 V) 1870, Петербург - 9 II 1960, Париж] - рус. живописец, график, театр. художник, историк искусств, художеств. и муз. критик, режиссёр. Род. в семье арх. Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридич. ф-т Петерб. университета. С детских лет увлекался музыкой, оказавшей глубокое влияние на его искусство живописца, был хорошим пианистом. В 1900 выступил впервые как театр. художник (опера «Месть амура» А. С. Танеева, Эрмитажный театр, Петербург). Автор сценария балета «Павильон Армиды» Черепнина (1907) и либр. балета «Петрушка» (1911). С 1908 работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (создал декорации к спектаклям: «Борис Годунов», 1908; «Петрушка», 1911, и «Соловей», 1914, Стравинского). С 1918 зав. картинной галереей Эрмитажа. С 1919 чл. директории Академич. театра оперы и балета в Петрограде (быв. Мариинский театр), его постоянный художник. Как режиссёр пост. здесь оперу «Пиковая дама» (1921). С 1926 жил и работал в Париже. Среди работ Б. этого периода - декорации к спектаклям «Золотой петушок» (1927, театр «Гранд-Опера», Париж), «Евгений Онегин» (1938, театр «Ла Скала», Милан) и др. Идеолог и один из осн. организаторов и теоретиков творч. объединения художников «Мир искусства», Б. был тонким ценителем музыки, знатоком театр. дела. Выступал также как муз. критик в журн. «Мир искусства» (1899-1900), «Московский еженедельник» (1908-10), «Музыка» (1911), в газ. «Слово» (1907-08), «Речь» (1911-17). Большую часть статей посвящал совр. ему оперному и балетному театру. В центре его муз. интересов творчество М. И. Глинки, композиторов «Могучей кучки» (особенно М. П. Мусоргского), отчасти Р. Вагнера. Его любимый композитор - П. И. Чайковский. Как муз. критик отстаивал традиции реализма, резко осуждал руководство имп. театров, прежде всего Мариинского театра, остро полемизировал по вопросам репертуара, высмеивал безвкусицу казённых постановок, псевдоисторичность и стилизацию театрально-живописного оформления. Вместе с тем он выступал против самодовлеющего значения театр. живописи, пренебрежения др. компонентами муз. спектакля. Б. высоко оценил новаторскую деятельность Театра музыкальной драмы, хотя во многом критически относился к его дирижёру и муз. руководителю М. А. Бихтеру. В ярких статьях, посв. т.н. «Русским сезонам за границей» Дягилева (1907, 1908, 1911), проходившим в Париже, Б. подчёркивал мировое значение русской музыки и музыкального театра.
Соч.: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-3, Нью-Йорк, 1955; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64; Александр Бенуа размышляет, [Статьи и письма. 1917-1960 гг.], М., 1968.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
https://stoma-32.ru зачем ставить брекеты на обе челюсти.

(с) Музыкальная энциклопедия