БЕРГОНЦИ (Bergonzi) - семья итал. мастеров смычковых инструментов в Кремоне. Карло Б. (1676, Кремона - 1747, там же) - наиболее выдающийся представитель семьи Б. Учился у П. Гварнери - сына А. Гварнери. В течение многих лет работал в мастерской А. Страдивари, восприняв стиль и характер его работы. Отличительные особенности инструментов Б.: нижняя окружность слегка расширена, углы грубоваты и удлинены; эфы близки к типу, созданному Страдивари, но более открыты, иногда в их очертаниях заметно влияние работ Дж. Гварнери дель Джезу. Помещены эфы ниже, чем в инструментах Страдивари и ближе к краям, чем у большинства инструментов итал. мастеров. Особенно характерен для инструментов Б. завиток - смелый и мощный по очертаниям. Б. использовал лак разл. оттенков - от жёлтого до тёмно-коричневого. Работы Б. являются одними из лучших по звуку. Особой славой пользовались виолончели работы Б., но некоторые эксперты (напр., Хилл) считают, что приписывавшиеся Б. виолончели принадлежат венецианскому мастеру М. Гофриллеру. Микеланджело Б. (1715, Кремона - ок. 1765, там же) - сын Карло Б. Учился у отца и работал в его манере. Сыновья Микеланджело Б. - Николо (1749, Кремона - 1782, там же) и Зосима (1750, Кремона - 1770, там же) подражали работам отца. Третий сын Микеланджело - Карло 2-й (1760, Кремона - 1820, там же) в основном работал как реставратор, а также изготовлял гитары и мандолины. Лит. Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Jalovec К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957. Б. В. Доброхотов. БЕРГОНЦИ (Bergonzi) Карло [р. 27 II (по др. данным, 13 VII) 1924, Видаленцо, близ Буссето] - итальянский певец (драм. тенор). В юности учился игре на фп., участвовал в оперных спектаклях. Занимался в Пармской консерватории как баритон у Э. Кампогальяни. В 1948-50 пел во мн. итал. театрах (без особого успеха). С 1951 после спец. подготовки стал исполнять теноровые партии. В 1953 дебютировал в театре «Ла Скала», завоевал популярность. С 1956 выступал (в течение 16 сезонов) в «Метрополитен-опера», в «Ковент-Гарден», в 1958-75 участвовал в фестивале «Веронская арена», пел во мн. странах. Гастролировал в составе труппы «Ла Скала» в Москве (1964). Особое признание получил как вердиевский певец. Среди лучших партий - Радамес; Альваро («Сила судьбы»), Ричард («Бал-маскарад»), Манрико, Альфред, а также Эдгар («Лючия ди Ламмермур»), Фауст («Мефистофель» Бойто), Канио. Пел в операх итальянский композиторов 20 в. - И. Пиццети, Л. Рокки и др. |