БЕРИО (Berio) Лучано (р. 24 X 1925, Онелья, ныне Империя, обл. Лигурия) - итальянский композитор. Муз. образование получил в Миланской консерватории, где учился у Ф. Гедини (композиция) и К. М. Джиулини (дирижирование), а также на летних курсах в Танглвуде (США) у Л. Даллапиккола. С 1952 занимался исследованиями в области электронной музыки. Один из организаторов экспериментальной «Студии музыкальной фонологии» («Studio di Fonologia Musicale», с 1953), итал. Радио и телевидения (муз. руководитель). Преподаёт в Джульярдской муз. школе (Нью-Йорк). Примыкает к крайнему авангардизму. Свои произведения записывает в т.н. оптимальной нотации. Среди них «Память» («Memory») для электронных фп. и харпсихорда (исп. 1971) и др. сочинения для электронных инструментов; Симфония (использован приём коллажа из произв. Г. Малера, М. Равеля, Р. Штрауса и др.; исп. 1970) и др. И. М. Ямпольский. БЕРИО (Beriot) Шарль Огюст (20 II 1802, Лувен - 8 IV 1870, Брюссель) - бельг. скрипач, композитор и педагог. Основатель бельг. скрипич. школы. Ученик А. Робберехта. В 9-летнем возрасте выступал с исп. концерта Дж. Б. Виотти, советами которого позднее пользовался в Париже, где также брал уроки у П. Байо. В 1826 выступил в Лондоне. До 1830 придв. солист Вильгельма I, короля Нидерландов. В 1830-35 гастролировал совм. с женой - певицей М. Малибран - в Англии, Франции и Италии. В 1843-52 профессор Брюссельской консерватории (среди его учеников - А. Вьётан, Ф. Прюм, Э. Соре и др.). Оставил преподавание в связи с болезнью глаз (в 1858 ослеп). В 1859 по приглашению Н. Б. Юсупова посетил Россию. Написал фантазию для скрипки и фп. на романс А. С. Даргомыжского «Душечка-девица» (посв. рус. скрипачу И. И. Семёнову). Б. - один из крупнейших виртуозов 19 в. Его игра отличалась блеском, певучестью, элегантностью. Виртуозные произв. Б., в мелодич. стиле которых отражены влияния Г. Доницетти и В. Беллини, были очень популярны и долгое время входили в конц. репертуар скрипачей. В «Скрипичной школе» («Methode de violon», 1858) Б. с прогрессивных позиций обобщён предшествующий педагогич. опыт, намечены дальнейшие пути развития скрипич. педагогики (в особенности ценны разделы, в которых разработаны методика индивидуального обучения и применения аппликатурных приёмов). Б. - автор 10 концертов для скрипки с оркестром, 11 вариаций, пьес для скрипки и фп., в т.ч. «Балетные сцены» («Fantasie, ou scene de ballet pour violon et piano», op. 100), скрипич. этюдов, дуэтов и конц. фантазий на темы известных опер. Написал «Ecole transcendante. Methode de violon en trois parties» (P., 1858, v. 2, Moscou, 1889; рус. пер. - M., 1898). Сын Б. - Шарль Вильфрид де Б. (12 II 1833, Париж - 22 X 1914, Со-дю-Гатине) - пианист-виртуоз. С 1867 профессор Парижской консерватории. Автор симф. поэмы «Фернандо Кортес», камерных ансамблей и др. муз. произв., школы «Ключ к фортепиано» («Clef du piano», 1855; совм. с отцом). |