БЕРЛИН (Berlin) - столица ГДР, главный политический, экономич. научный и культурный центр страны. 1085 тыс. чел. (1970). Зап. часть Б. - самостоят. политич. единица. 2128 тыс. чел. (1970). Первое документальное свидетельство муз. жизни Б. - «Положение о приюте при кафедральном соборе» (1465), в котором упоминаются должности пяти мальчиков-хористов. С кон. 16 в. хоры мальчиков существовали в главных церквах Б. В сер. 16 в., при курфюрсте Иоахиме, создаётся придв. вок., а затем и инстр. капелла. Её первый устав (1570) предусматривал, помимо придв. концертов, выступления в гор. церкви, репертуар включал произв. нем., нидерл. и французский композиторов. После Тридцатилетней войны (1618-48) деятельность капеллы пришла на длительное время в упадок. В нач. 17 в. заметную роль начинают играть т.н. гор. музыканты - исполнители на дух. инструментах, участвовавшие в обществ. праздниках и семейных торжествах. Возникают объединения гор. музыкантов и цехи музыкантов, получившие в 1669 особые привилегии. После того как с 1701 Б. стал резиденцией прусского короля, капелла неоднократно реорганизовывалась, временами её состав сокращался. Лишь через неск. десятилетий при Фридрихе II она становится центром муз. жизни Б. В её состав входили крупнейшие музыканты - К. Г. Граун, Ф. Э. Бах, Ф. и Г. Бенда, К. Нихельман и др. Позже на основе капеллы был организован первый берлинский симф. оркестр. Оперные спектакли давались в Б. в нач. 17 в. итал. и франц. труппами. С 1690 силами нем. артистов начали ставиться зингшпили. В 1742 был основан придв. оперный театр па Унтер-ден-Линден (открыт оперой «Клеопатра и Цезарь» Грауна). В корол. замке постоянно выступала также итал. оперная труппа. Расцвет придв. театра наступил в последние десятилетия 18 в., благодаря деятельности капельмейстеров К. Ф. К. Фаша и И. Ф. Рейхардта; среди солистов театра - певица Г. Э. Мара. С середины 18 в. в Б. работали также частные труппы, ставившие зингшпили. Наиболее продолжительной была деятельность трупп Г. Г. Коха и К. Т. Дёббелина. Во 2-й пол. 18 в. зарождается публичная конц. жизнь. Общество музыкальных занятий (осн. 1749) организовало концерты придв. артистов и гастролёров в домах знатных горожан, а также исполнение ораториальных произв. («Смерть Иисуса» Грауна, «Мессия» Генделя и др.). Инстр. музыка звучала в концертах «Музыкальной ассамблеи» и общества «Академия»; с 1770 любительские концерты устраивались в доме придв. композитора И. Ф. Агриколы, с 1783 начались «Духовные концерты» (осн. И. Ф. Рейхардтом), к которым выпускались печатные программы. Получило распространение домашнее музицирование. Обществ. сдвиги в Германии кон. 18 - нач. 19 вв. сказались на развитии муз. культуры Б. Музыка получает более широкую аудиторию; церковь теряет ведущую роль в муз. жизни. В 1786 открывается Нац. оперный театр, в репертуар которого входят произв. немецкий композиторов, а также оперы В. А. Моцарта, дважды посетившего Б. В 1807 Придв. оперный театр (на Унтер-ден-Линден) и Нац. оперный театр были объединены в единый театр - «Королевские зрелища». Представления становятся публичными. Несмотря на противодействие придв. кругов, поддерживавших итал. оперу (в частности, на пост муз. директора театра был назначен итальянский композитор Г. Спонтини), нац. репертуар занимает всё более значит. место; ставятся оперы «Фиделио» Бетховена (1815), «Вольный стрелок» Вебера (1821). К сер. 19 в. театр. труппа превратилась в первоклассный ансамбль, чему способствовали работавшие здесь Дж. Мейербер (1842-49) и О. Николаи (1848-49). В театре ставились оперы Мейербера, А. Лорцинга, а в последние десятилетия 19 в. - Р. Вагнера. Вместе с тем на протяжении всего столетия влияние двора продолжало отрицательно сказываться на работе театра. Подъём театра наступил лишь с 90-х гг., когда здесь работали дирижёры Ф. Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус. Рост Б. в 19 в. привёл к появлению ряда др. театров, дополнявших деятельность театра «Королевские зрелища», а иногда и конкурировавших с ним. В 1824-50 проходили регулярные сезоны итал. оперы в «Кёнигштадт-театре». В 1850 А. Кролль основал театр, ставивший оперы, зингшпили и водевили нем. авторов, вскоре занявший важное место в муз. жизни города. После гастролей франц. опереточных трупп в Б. возникают собств. театры оперетты, а в кон. 19 - нач. 20 вв. - многочисл. ревю, пользовавшиеся широкой популярностью. Конц. жизнь Б. развивалась в 19 в. медленно, центрами её долгое время оставались частные дома и дворцы. Значит. роль принадлежала осн. в 1791 Певческой академии, к-рая способствовала муз. воспитанию публики, ознакомлению её с шедеврами классики (в т.ч. «Страсти по Матфею», Месса h-moll Баха). Среди рук. академии - К. Ф. X. Рем и К. Ф. Цельтер (активно участвовали в работе также Ф. Мендельсон и К. Лёве). Возникают певч. объединения. Широкое распространение получили мужские хор. общества - «Лидертафель» (осн. в 1809 К. Ф. Цельтером). В 1847 - 1911 функционировало Певческое общество Штерна, пропагандировавшее старинную музыку, произв. Л. Бетховена и Ф. Мендельсона. В его деятельности большую роль играли Й. Иоахим и X. Бюлов. В 1816 К. Мёзер организовал публичные концерты с участием артистов Корол. капеллы (с 1842 выступления стали регулярными). Под рук. Ф. Вейнгартнера (1892-1907) и Р. Штрауса (1908-20) оркестр вырос в высокопроф. коллектив. Известное значение в развитии муз. культуры Б. имели на протяжении 19 в. садовые концерты, в которых участвовали как проф., так и любительские коллективы. Тем не менее городу не хватало самостоят. проф. оркестра, не связанного с придв. театром. Первые попытки его создания относятся к сер. 19 в., но лишь инстр. капелла, организованная Б. Бильзе в 1867 (выступала в Концертхаузе), заняла прочное место в муз. жизни города. Её концерты стали основой муз. сезонов, а проводившиеся оркестром «Популярные концерты» для широких кругов слушателей быстро завоевали признание. В 1882 капелла была реорганизована в Берлинский филармонический оркестр. На протяжении 19 в. в Б. возрастает количество сольных концертов местных музыкантов и гастролёров, развивается камерно-инстр. музицирование (струн. квартет Й. Иоахима, осн. в 1869). К кон. 19 в. в Б. было 20 конц. залов (в т.ч. 8 больших). По инициативе К. Ф. Цельтера в 1804 создаётся Школа пения при Академии искусств, в 1807 - Школа оркестровой игры при Певч. академии. Он же ввёл преподавание муз. дисциплин в Берлинском университете (с 1815), возглавил муз. кафедру, учреждённую в Академии искусств (1809), а в 1820 создал спец. уч. заведение (с 1822 Институт по подготовке органистов и школьных учителей музыки, с 1875 - Корол. академич. институт церк. музыки). Возрастающая потребность в оркестровых музыкантах привела к организации в 1822 в Б. инстр. школы, готовившей проф. музыкантов-исполнителей. В 1860-е гг. была создана Высшая школа музыки, открыты частные муз.-учебные заведения, в т.ч. консерватория Штерна, консерватория Клиндворта-Шарвенки, фортепианная школа Таузига и др. К сер. 19 в. Б. становится одним из центров нем. научно-муз. мысли. Здесь протекает деятельность крупных учёных - З. Дена, А. Б. Маркса, Г. Беллермана, Ф. Шпитты, Г. Кречмара, Г. Аберта, И. Вольфа, А. Шеринга и др. В 1842 3. Ден создал муз. отделение при Корол. б-ке, выросшее в одно из крупнейших хранилищ нот, книг и автографов. Получает развитие в Б. и муз. критика. Важный этап культурной жизни Б. открылся после свержения монархии в 1918. Многочисл. муз. организации получили более широкие возможности, освободившись от давления реакц. придв. кругов. Т-р «Королевские зрелища» перешёл в ведение прусского правительства (с 1919 - Немецкая гос. опера). Расширился репертуар, особенно за счёт опер совр. композиторов: А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека, Д. Мийо, X. Пфицнера, Р. Штрауса, Ф. Шрекера и др. Деятельность дирижёров Л. Блеха, Э. Клейбера, О. Клемперера, В. Фуртвенглера укрепила положение Немецкой гос. оперы как ведущего оперного театра Германии. Важное место в муз. жизни Б. занимали спектакли артистов этого театра в 1924 под рук. О. Клемперера в здании «Кролль-оперы». С 1927 эта группа выделилась в самостоят. труппу, особое внимание уделявшую поискам новых муз.-сценич. решений классич. и совр. репертуара. С 20-х гг. с Немецкой гос. оперой конкурировала Городская опера, выросшая на базе основанного в 1912 Нем. оперного театра в Шарлоттенбурге. Этот театр, среди муз. рук. которого были Л. Блех (1922-25) и Б. Вальтер (1925-29), располагал сильным ансамблем, противостоящим системе «звёзд», практиковавшейся в работе Немецкой государственной оперы; в числе дирижёров Городской оперы - В. Фуртвенглер, Ф. Буш, Ф. Штидри. Характерной особенностью муз. жизни Б. кон. 20 - нач. 30-х гг. было распространение муз. театров и кабарэ, ставивших спектакли острого социально-политич. звучания (среди них «Трёхгрошовая опера» Брехта-Вейля). В таких театрах работали мн. выдающиеся прогрессивные поэты, драматурги, композиторы, в т.ч. Б. Брехт, К. Тухольский, К. Вейль, X. Эйслер, П. Дессау и др. Конц. жизнь Б. в те годы также отличалась большой интенсивностью и разнообразием. Оркестром Немецкой гос. оперы - Берлинской гос. капеллой - дирижировали Р. Штраус, В. Фуртвенглер, Г. Абендрот, Э. Клейбер и др. крупнейшие нем. и зарубежные музыканты. Особенно широкое признание в Германии и за её пределами благодаря многочисл. гастролям под рук. В. Фуртвенглера завоевал Берлинский филармонич. оркестр. Большой популярностью пользовались в 1925-32 концерты оркестра, которыми дирижировал Б. Вальтер. Кроме этих коллективов, в Б. регулярно работали Оркестр берлинских музыкантов (осн. 1900) и Блютнеровский оркестр (1907). В 20-х гг. Б. стал крупнейшим центром муз. образования и научных исследований в области музыки. В Высшей муз. школе преподавали виднейшие музыканты - Ф. Бузони, П. Хиндемит, А. Шёнберг, Л. Крейцер, А. Шнабель, К. Флеш. В те же годы по инициативе Л. Кестенберга было введено обязательное преподавание музыки в общеобразоват. школах. В 1925 открыт летний Музыкальный институт для иностранцев, в котором занимались студенты из многих стран Европы и Америки. С 1930 проводились Берлинские недели искусства (Berliner Кunstwochen). Важное значение для пропаганды музыки имела деятельность радиостанции Б., начавшей в 1923 регулярные муз. передачи. Широкое распространение получило в Б. любительское музицирование среди рабочих. Сотни рабочих хор. коллективов и оркестров служили важным средством не только культурного воспитания, но и революц.-политич. организации масс; с рабочим муз. движением сотрудничали мн. прогрессивные музыканты, создавая хор. произв., образуя коллективы и руководя ими (композитор X. Эйслер, певец Э. Буш). В рабочей аудитории были популярны выступления театрализованных агитационно-пропагандистских групп, исполнявших революц. песни. Приход к власти фашистов (1933) пагубно отразился на муз. культуре Б. Большинство ведущих музыкантов столицы эмигрировало за пределы страны либо отошло от активной артистич. деятельности. Гос. опера, несмотря на отличные исполнительские силы, не могла в полной мере проявить свои возможности в помпезных пост., вызванных идеями нацизма. Городская опера (с 1934 - Гос. театр) превратилась в развлекательную сцену. Были закрыты муз. театры и кабаре, ставившие остросатирич. спектакли. Было запрещено рабочее музыкальное движение. Послевоен. развитие муз. жизни Б. протекает в условиях разделения города на две части. В вост. Берлине - столице ГДР, сосредоточены крупнейшие муз. организации и коллективы города, пользующиеся помощью и поддержкой гос. органов социалистич. республики. В 1945 возобновила свои спектакли Немецкая гос. опера, а в 1955 восстановлено её здание на Унтер-ден-Линден. Наряду со спектаклями на осн. сцене даются и камерные пост. в «Аполло-зале». Продолжается традиция регулярных симф. концертов оркестра театра Немецкой гос. оперы - Берлинской гос. капеллы, к-рую возглавлял Ф. Конвичный (1955-62), а затем О. Суитнер. Др. ведущим театром столицы ГДР является театр «Комише опер», созданный в 1947 и возглавляемый В. Фельзенштейном. Т-р снискал мировую известность новаторскими пост. опер классич. и совр. репертуара. В 1966 здание театра было реконструировано. В Б. работает также оперетта «Метрополь-театр» - преемник Берлинского театра оперетты (осн. 1898), выступающий с 1955 в новом здании. Наряду с оркестром оперного театра регулярно выступают Берлинский симф. оркестр, возглавляемый К. Зандерлингом, оркестр Берлинского радио; даются многочисл. камерные концерты, выступают нем. и иностр. артисты. С 1957 ежегодно проводится муз. и театр. фестиваль (Berliner Festtagen), привлекающий лучшие исполнительские силы из разных стран. Б. - крупнейший центр муз. образования и музыкознания ГДР. В 1950 здесь была открыта Гос. консерватория, преобразованная затем в Высшую муз. школу им. X. Эйслера. Работают муз. отделения при Нем. академии искусств и научно-муз. кафедра при Ун-те им. Гумбольдта. Открыты также спец. муз. школы. Большой размах получило самодеятельное искусство. В столице ГДР находится правление Союза нем. композиторов и музыковедов. Выходит ежемесячный журн. «Musik und Gesellschaft» («Музыка и общество»). Зап. Б. также является значит. муз. центром. Здесь расположен театр «Немецкая опера», преемник Городской оперы (до 1961). Среди рук. театра в послевоенный период - крупные музыканты: Л. Блех, Ф. Фричай, Л. Мазель (с 1956). Здание театра восстановлено в 1961. Основу конц. жизни составляют концерты Берлинского филармонич. оркестра, возглавляемого Г. Караяном, и Симф. оркестра радио во главе с Л. Мазелем. В Зап. Б. работают Городская консерватория, созданная на базе консерватории Штерна, Междунар. муз. институт, муз. кафедры в Академии искусств Зап. Б. и в университете. БЕРЛИН Анисим Александрович [8(20) ХII 1896, Дорогобуж, ныне Смоленской обл. - 14 II 1961, Москва] - советский скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1910 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. Работал концертмейстером и педагогом в Екатеринославе, Вильнюсе (1910-14). В 1914-17 концертмейстер симф. оркестра и 1-й скрипач струн. квартета им. А. Д. Шереметева (с 1916 - «Новый Петроградский квартет»). В 1917-21 директор и преподаватель Муз. уч-ща в Омске. В 1921-23 жил в Ташкенте. В 1923-34 преподавал в Муз. техникуме им. А. и Н. Рубинштейнов в Москве. В 1928-41 концертмейстер симф. оркестра Моск. филармонии, с 1941 (Гос. симф. оркестра СССР. |