БЕРЛИОЗ (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11 XII 1803, Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер - 8 III 1869, Париж) - французский композитор, муз. писатель и дирижёр. Чл. Института Франции (1856). Род в семье врача - свободомыслящего и просвещённого человека, атеиста по убеждениям; мать Б. была экзальтированной и фанатичной католичкой. С влиянием отца связаны первые попытки Б. преодолеть религ. воззрения, привитые ему в детстве матерью, формирование гражданского сознания. Жизнь провинц. города не способствовала муз. развитию мальчика. Мессы, которые Б. часто слушал в отроческие годы, были первыми произв., пробудившими влечение подростка к муз. искусству. Б. играл на флейте, флажолете, гитаре; пробовал писать простейшие ансамбли, попурри, романсы. Неизмеримо шире были его познания в области художеств. литературы. Он знал мн. образцы древнеклассич. литературы (в подлинниках). Любовь к творениям Вергилия переплеталась с увлечением юноши произв. Ф. Р. Шатобриана, романтически-меланхоличный лиризм которого воспринимался Б. как выражение присущего ему чувства томительного одиночества, непонятости окружающими. В 1821, сдав в Гренобле экзамены на звание бакалавра, переехал в Париж, где поступил по настоянию родителей в Медицинскую школу. Пребывание Б. в Париже совпало с периодом первых смелых проявлений социальной и художеств. оппозиции режиму Реставрации Бурбонов. Под влиянием вольнолюбивых идей, захвативших студенчество, Б. освободился от религ. верований, последовательный атеизм стал одной из основ его мировоззрения. Вскоре он оставляет занятия медициной ради музыки. В 1823 Б. дебютировал в парижской прессе (журн. «Le Corsaire») острополемич. статьей, в которой защищал принципы классич. драматургии К. В. Глюка и его школы от нападок светских снобов-меломанов, пренебрегавших нац. традициями во имя культа модной итал. музыки. Демократич. устремления Б. проявились в его интересе к традициям муз. искусства эпохи Великой франц. революции. По совету Ж. Ф. Лесюэра Б. написал большую мессу (исп. 1825, Париж). Нек-рые страницы этого в целом несовершенного произв. подготовили гигантские орк.-хоровые полотна зрелого мастера. Следующее сочинение «Героическая сцена. Греческая революция» (1826) - смелая заявка на воплощение совр. революц. темы. Это произв., возникшее как отклик на героич. борьбу греч. народа, подтверждало влечение Б. к выражению в музыке обществ. идей. Формирование художеств. идеалов и творч. стиля Б. проходило в накалённой атмосфере последних предреволюц. лет, когда борьба идейно-творч. течений достигла кульминации. В кон. 20-х гг. Б. увлёкся творчеством Л. Бетховена, а также У. Шекспира и И. В. Гёте, творения которых, особенно Шекспира, становятся основой мн. его произв. В 1826-30 Б. учился в Парижской консерватории (у Лесюэра и А. Рейхи). Несмотря на острую нужду (родители отказали ему в помощи, он жил за счёт эпизодич. уроков, служил во второразрядном хоре), Б. настойчиво занимался музыкой. Его попытки организовать авторские концерты встречали сопротивление бюрократич. муз. кругов. В консерватории все профессора (кроме Лесюэра и Рейхи) во главе с директором Л. Керубини относились к Б. неприязненно: его новаторские опыты (особенно в области оркестровки) расценивались как преднамеренные выпады против академич. правил и общепринятых художеств. вкусов. Трижды (1827, 1828, 1829) члены жюри отвергали конкурсные кантаты, представлявшиеся Б. на соискание Рим. пр. Чувство несправедливости обострило свойственные Б. экзальтированность и неуравновешенность. В эти годы возник замысел «Фантастической симфонии» (исп. 1830), в которой личная драма композитора (его пылкая, романтич. любовь к англ. драматич. актрисе X. Смитсон долго оставалась безответной) сплетается с характерной для той эпохи темой «утраченных иллюзий». В 1830 Б., наконец, была присуждена Рим. пр. (за кантату «Сарданапал»), обусловившая его пребывание в Италии (1831-32). По возвращении в Париж (1832) Б. занимался композиторской, дирижёрской и критич. деятельностью. После премьеры «Фантастической симфонии» его творчество находилось в центре внимания передовых обществ. кругов. Б. горячо поддерживали Р. Шуман (посвятил «Фантастической симфонии» спец. статью), Н. Паганини, Ф. Лист. Но для общества времён Июльской монархии - банкиров, рантье, бурж. обывателей - искусство Б. было неприемлемым. Чиновничьи академич. муз. круги по-прежнему враждебно относились к композитору. В муз. театре Б. не достиг признания: он не считался с модой, не прибегал к помощи клаки. Потрясённый провалом премьеры «Бенвенуто Челлини» (1838), Б. надолго отошёл от оперного жанра. Выступления Б.-дирижёра не обеспечивали средств к существованию (мн. авторские концерты были убыточными). С 1842 Б. гастролировал за границей. С триумфом выступал (как дирижёр и композитор) в Петербурге и Москве (1847, 1867-68). В России он нашёл понимание, в котором ему отказывала французская буржуазно-аристократич. аудитория. Горячо поддержали Б. рус. муз. деятели - М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. Г. Рубинштейн. С кон. 40-х гг. в творчестве Б. произошли изменения, связанные в большой мере с непониманием Революции 1848. В произв. 50-60-х гг. отсутствуют острые проблемы современности (хотя Б.-критик оставался на прежних позициях, отстаивая в своих статьях передовые, демократич. идеи). При возвышенном и благородном строе муз. образов проступают отвлечённость, рассудочность. Композитор обращается к античности, к библейским легендам. Наиболее монумент. сочинение этих лет - оперная дилогия «Троянцы» (1855-59), созданная в духе франц. классич. театра и муз. трагедий Глюка (текст дилогии составлен Б. по мотивам Вергилия). Последнее произв. Б. - опера «Беатриче и Бенедикт» (по комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1862). Б. - крупнейший композитор Франции 1-й пол. 19 в., один из передовых художников-романтиков. Подобно произв. В. Гюго, полотнам Э. Делакруа, новаторское творчество Б. является вершиной франц. романтизма. Б. были свойственны и характерные для романтизма противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживается у него с индивидуализмом, героика и революц. пафос - с интимными излияниями склонного к экзальтации художника. Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области муз. формы, гармонии, инструментовки, стремился к театрализации симф. музыки, грандиозным масштабам сочинений, необычным образам. Гротескное заострение образов - характерная особенность романтич. стиля Б. Б. - создатель программного симфонизма нового типа. Повествовательность, характерная для его сочинений, близка жанру романа. Вместе с тем сюжетная конкретность и картинность сближали берлиозовский симфонизм с театром. Проблему театрализации симфонии Б. разрешал каждый раз по-разному. Первые две симфонии («Фантастическая симфония» и «Гарольд в Италии») - чисто инструментальные. В «Ромео и Джульетте» введение солистов и хора сблизило симфонию с ораторией. Нек-рые сцены-картины этой симфонии, являющейся ярким образцом театрализации симф. музыки (Б. дал ей определение «драматическая» как синоним понятия «театральная»), содержат элементы оперного действия. Но наиболее важные сцены (в т.ч. Сцена любви) решены чисто симф. средствами. «Осуждение Фауста» представляет собой сложный (оперный, ораториальный, симф.) жанр, которому автор не дал точного определения, ограничившись обозначением «драматическая легенда». Здесь доминируют оперные и ораториальные принципы. Важнейшие черты стиля Б. определились уже в «Фантастической симфонии» - первой романтич. программной симфонии, во многом оставшейся непревзойдённой. «Фантастическая симфония» - своего рода манифест франц. романтизма, так же как роман «Исповедь сына века» А. Мюссе или драма «Эрнани» В. Гюго. Впервые в истории музыки Б. создал симф. средствами портрет Г. Берлиоз. Отрывок из драматической симфонии «Ромео и Джульетта». Автограф молодого человека своего времени. Психологическую заострённость этого портрета определил выбор героя симфонии - Артиста (Артист, Художник - типичный для романтич. искусства образ). Этот герой появился у Б. ещё раз под именем Лелио («Лелио, или Возвращение к жизни», 1831; продолжение «Фантастической симфонии»). Чувствами глубокой меланхолии, одиночества наделён герой симфонии «Гарольд в Италии». Ему близок Фауст («Осуждение Фауста»), образ которого трактован Б. по-иному, чем у Гёте; Фауст Б. это - «лишний человек», не нашедший своего места в жизни «романтический герой». Б., по собственному признанию, тяготел к созданию больших художеств. концепций и «грандиозных композиций». Даже в области вок. лирики он стремился к преодолению камерности. Композитор выносит «исповеди сердца» за пределы камерного жанра, делает их достоянием симф. музыки. Наиболее ярко проявляется берлиозовская лирика в драматической симфонии «Ромео и Джульетта». Б. совершает переворот в сфере оркестровки; темброво-красочной выразительности подчинены закономерности голосоведения, ритма, гармонии, фактуры и формы. Б. развивает принципы тембровой драматургии (напр., роль тембра кларнета-пикколо в 5-й ч. «Фантастической симфонии» или солирующего альта в характеристике образа Гарольда и т.п.). Закрепляется понятие «лейттембр». Для дифференциации оттенков он ввёл новые штрихи у струнных; нашёл особую характеристичность в звучании деревянных дух. инструментов; открыл новые возможности медной группы; создал яркие эффекты, сочетая разл. пласты орк. полифонии; наряду с могучими tutti широко использовал экспрессивность орк. соло. Своеобразное, истинно новаторское мастерство Б. шлифовалось и оттачивалось в его исполнит. дирижёрской практике. Наряду с Р. Вагнером Б. создал новую школу дирижирования. Одна из характерных особенностей облика Б.-дирижёра - гармоничное сочетание высокого, вдохновенного артистизма с детально продуманным планом, логикой исполнения. Огромное внимание уделял он репетиц. работе. Вопросам дирижёрского искусства посвящены статьи, фельетоны, а также многие страницы «Мемуаров» Б. Своим исполнит. опытом он делится в трактате «Дирижёр оркестра» (1856). Обширна деятельность Б. как муз. критика и писателя. Своё кредо - вера в воспитат. силу музыки и единство в ней эстетич. и этич. начал - он отстаивал и пропагандировал уже с кон. 20-х гг. (в т.ч. в статьях «О музыке классической и о музыке романтической» и др.). Муз.-эстетич. вопросам посвящён ряд зрелых литературных работ, в т.ч. статья «О подражании в музыке» и очерк «Музыка». Лейтмотивом многих статей является критика правящих кругов, санкционирующих превращение искусства в предмет купли и продажи. Порой Б. использует как оружие критики занимат. новеллу, полуанекдотич. фельетон. Б. смело ставит вопрос о необходимости открыть доступ к музыке, к муз. образованию парижским рабочим. В статье «Ежегодный конкурс в Институте по музыкальной композиции» он выступает против рутинных правил этих конкурсов, требуя изменений в системе воспитания молодых композиторов и помощи им со стороны правительства. В ряде блестящих новелл из кн. «Вечера в оркестре» Б. разоблачает театр. нравы (обрушивается на клаку). Он выдвигает план некоего идеального города («Эвфония или город музыки»), где голос народа будет решающим в вопросах муз. жизни. Наиболее значительные музыкально-критические работы Б. посвящены Л. Бетховену, К. В. Глюку, В. А. Моцарту, Г. Спонтини. Среди совр. композиторов он высоко ценил К. M. Вебера, Ф. Листа, Н. Паганини. В последние годы жизни завязались дружеские отношения Б. с К. Сен-Сансом; он поддерживал дебюты Ш. Гуно, Ж. Бизе. Б. впервые в зарубежной критике оценил значение М. И. Глинки. Рус. музыканты рассматривали деятельность Б. (композитора, дирижёра, критика) как выдающееся явление современности. В. В. Стасов называл Б. «отцом и создателем новейшей программной музыки целого мира». Основные даты жизни и деятельности 1803. - 11 XII. В городке Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер, в семье врача Луи Жозефа Б. родился сын Гектор Луи. 1810-11. - Пребывание в семинарии. 1815. - Игра на флейте и флажолете. - Первые сведения о гармонии. - Первые композиторские опыты. 1817. - Уроки игры на флейте у Эмбера. 1819. - Уроки игры на гитаре у Дорана. 1821.- 22. III. Сдача экзамена на звание бакалавра. - X. Отъезд в Париж и поступление в Медицинскую школу. 1823. - Занятия с Ж. Ф. Лесюэром (частным образом). - 12 VIII. Первая статья Б. в журн. «Le Corsaire». 1824. - Прекращение занятий в Медицинской школе. - VI. Поездка домой с целью добиться согласия родителей на перемену профессии. 1826. - Поступление в Парижскую консерваторию (занятия у Лесюэра и А. Рейхи). - Не допущен к участию в конкурсе на Рим. пр. 1827. - III-V. Работа хористом в театре «Новости». - Вторичное участие в конкурсе на Рим. пр. (кантата «Смерть Орфея»; вновь неудача). 1828.-26 V. Первый концерт в Парижской консерватории из произв. Б. (увертюры «Уэйверли» и «Тайные судьи») - VII. Участие в конкурсе на Рим. пр. (2-я пр.). 1829. - Участие в конкурсе на Рим. пр (кантата «Клеопатра»; вновь неудача). 1830. - I-IV. Работа над «Фантастической симфонией». - VII. Рим. пр. (за кантату «Сарданапал»). - 5 XII. Первое исп. «Фантастической симфонии». - Знакомство и начало дружбы с Ф. Листом. - 29 XII. Отъезд в Италию. 1832. - V. Возвращение во Францию. 1833. - 3 X. Женитьба на X. Смитсон. - 24 XI. Первое выступление Б. как дирижёра. 1834. - Работа над симфонией «Гарольд в Италии». 1835. - Начало постоянной работы в качестве муз. критика в газ. «Journal des debats politiques et litteraires» (до 1864). - Пишет кантату «Пятое мая» (на смерть Наполеона Бонапарта). 1836. - Работа над оперой «Бенвенуто Челлини». 1837. - Сочинение «Реквиема». 1838. - III. Б. безуспешно добивается места профессора гармонии в Парижской консерватории. 1839. - I. Б. получает место помощника хранителя б-ки Парижской консерватории. - Работа над драм. симфонией «Ромео и Джульетта». 1840. - Работа над «Траурно-триумфальной симфонией». 1841. - 25 IV. Концерт Б. и Листа в пользу фонда сооружения памятника Бетховену в Бонне. - Работа над оперой К. М. Вебера «Фрейшюц» для постановки в Париже (муз. редакция, написание речитативов, оркестровка фп. пьесы «Приглашение к танцу» для вставного балета). 1842. - XII. Начало конц. заграничной поездки (с участием певицы М. Ресио). 1843. - Концерты в городах Германии. - Встречи с Ф. Хиллером во Франкфурте-на-Майне, Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом и К. Шуман в Лейпциге, Дж. Мейербером в Берлине, Р. Вагнером в Дрездене. - V (конец). Возвращение в Париж. 1844. - 1 VIII. Б. дирижирует первым концертом на Всемирной выставке в Париже (исп. «Гимна Франции», написанного специально для фестиваля по случаю открытия выставки). - Поездка в Ниццу. - Зима 1844-45. Встречи с М. И. Глинкой в Париже. 1845. - VIII. Как представитель «Journal des debats» присутствует на бетховенских торжествах в Бонне. - XI. Поездка в в Австрию. - Концерты в Вене. - Встречи с Листом. 1846. - I. Концерты в Праге; II-IV - в Пеште (6 III - первое исп. «Венгерского марша»), Бреславле, Брауншвейге. - V. Возвращение в Париж - 6 XII. Исп. драм. легенды «Осуждение Фауста». 1847. - 14 II Отъезд в Россию.- III-V. Концерты в Петербурге, Москве, Риге. - XI. Поездка в Лондон в качестве оперного дирижера театра «Друри-Лейн». 1848. - VII Возвращение в Париж - Начало работы над «Мемуарами». 1850 II - 1851 II Б. - худ. рук. и дирижер концертов Большого парижского филармонического общества, созданного по его инициативе. 1852. - 20 III. Постановка Листом в Веймаре «Бенвенуто Челлини». - 24 III. - 6 VI. Б. дирижирует концертами Нового филармонич. общества в Лондоне. - 12-22XI. «Берлиозовская неделя» в Веймаре с участием Б. - V-VII. Поездка в Лондон для пост. «Бенвенуто Челлини» в театре «Ковент-Гарден». - VIII. Поездка в Баден. - X. Вторая поездка в Германию (дирижирует Оркестром Гевандхауза в Лейпциге). - XII. Возвращение в Париж. 1854. - 3 III. Смерть жены X. Смитсон - III. Концерты в Дрездене. - 19 X. Женитьба на M. Ресио. 1855. - I. Поездка в Веймар для участия в «Берлиозовском фестивале». 1856. - II. Концертная поездка в Баден-Баден и Веймар. - Охлаждение отношений с Листом, увлеченным музыкой P. Вагнера - 21 VI Избрание Б. в чл. Института Франции. 1856-59. - Работа над оперой «Троянцы». 1860-62. - Работа над комич. оперой «Беатриче и Бенедикт». 1864. - III. Уход из «Journal des debats» 1865. - Болезнь. 1866. - I. Участие в пост. «Армиды» Глюка. 1867. - II. Дирижирует концертом в Кёльне. - V. Работа в комиссиях Всемирной выставки. - 12 XII. Отъезд в Россию - Встречи с M. A. Балакиревым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи, P. И. Чайковским и В. P. Одоевским. - Дирижирует с большим успехом концертами в Петербурге. 1868. - I-II. Концерты в Москве и Петербурге - 20 II. Возвращение в Париж. 1869 - 8 III. Смерть композитора в Париже. Соч.: оперы - Эстелла и Неморен (по пасторали Флориана, 1823, не сохранилась), Тайные судьи (Les Franc-Juges, 1826, не оконч.; марш использован в «Фантастической симфонии»), Бенвенуто Челлини (ор. 23, 1834-37, пост 1838 театр «Королевская академия музыки и танца», Париж), Троянцы (лирич. трагедия в 2 ч. - Взятие Трои, Троянцы в Карфагене, 1855-59, пост 2-й ч 1863, «Театр лирик», Париж, целиком - 1890 Карлсруэ), Беатриче и Бенедикт (комич. опера, по пьесе Шекспира «Много шума из ничего», 1860-62, пост. 1862, Новый театр, Баден-Баден), кантаты - Греческая революция (Героическая сцена для солистов, хора и орк, 1826), Смерть Орфея (для солиста, женского хора и орк., 1827), Герминия (для 2 голосов с орк., текст P. А. Вьейара по пьесе «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо, 1828), Клеопатра (1828-29) Сарданапал (по Байрону, 1830), Пятое мая (для баса, хора и орк., сл. П. Ж. Беранже, ор. 6, 1832-35), Императорская кантата (текст Б., ор. 26 1856), оратории - Переход через Красное море (1823, не сохранилась), Осуждение Фауста (La Damnation de Faust, драм. легенда, в 4 ч. для солистов, хора и орк., текст А. Гандоньера и Б. по «Фаусту» Гёте в пер. Ж. де Нерваля, ор. 25, 1845-46, исп. 1846, Париж), Детство Христа (L'Enfance du Christ, ораториальная трилогия - Сон Ирода Бегство в Египет, Прибытие в Санс; для солистов, хора и орк., ор. 25, 1854), для солистов хора и орк. (также органа) - Араб и лошадь (Le Cheval arabe, лирич. сцена для баса с орк., 1822-23), Месса (Messe solonelle, 1825, 2-я ред. 1827), 8 сцен из «Фауста» (ор. 2, 1828-29), Буря (драм. фантазия на тему «Буря» Шекспира, для хора, орк., гармониума и 2 фп. в 4 руки, 1830), Сара-купалыцица (Sara la baigneuse, баллада, для 3 хоров с орк., сл. В. Гюго, ор. 11, 1834), Реквием (Grand Messe des Morts - Requiem, для смешанного хора, орк. и дополнительно 4 орк. медных духовых и ударных инструментов, ор. 5 1837), Гимн Франции (текст А. О. Барбье, 1841, позже включен в «Vox populi», op. 20, No 2, 1852), Песнь железных дорог (для тенора соло и смешанного хора с орк., ор. 19, No 3, 1846), Смерть Офелии (баллада для женского хора и орк., первонач. для сопрано или тенора и фп., сл. Э. Легуве, по Шекспиру, ор. 18 «Tristia», No 2, 1847), Похоронный марш (из последней сцены «Гамлета», для хора и орк., ор. 18 «Tristia», No 3, 1847-48), Те Deum (для солистов, 3 хоров, орк. и органа ор. 22, 1849-50), Угроза франков (La Menace des Francs, для солистов и двойного хора с орк., сл. Б., «Vox populi», op. 20, No 1, 1851), симфонии - Фантастическая симфония, или Эпизод из жизни артиста (в 5 ч., ор. 14, 1830), Лелио, или Возвращение к жизни (монодрама для чтеца, хора, солистов-певцов и орк., текст Б. 1831, исп. вместе со 2-й ред. Фантастической симфонии, 1832, Париж), Гарольд в Италии (симфония для альта-соло и орк., в 4 ч., по Байрону, ор. 16, 1834), Ромео и Джульетта (драм. симфония для симф. орк., солистов-певцов и хора, сл. Э. Дешана по Шекспиру ор. 17, 1838-39), Траурно-триумфальная симфония (Simphonie Funebre et Triomphale, для дух орк., с присоединением, по желанию, струнного орк., а также хора, в 3 ч., текст финала Дешана, ор. 15, 1840), увертюры - Уэйверли (Waverley, ор. 1 bis, 1827-28), Тайные судьи (Les Francs-Juges, к неоконч. опере того же назв., ор. 3, 1827-28), Король Лир (ор. 4, 1831), Роб-Рой (1832), Римский карнавал (2-я увертюра к опере «Бенвенуто Челлини», 1844), Корсар (ор. 21, 1855, перераб. увертюры «Ниццкая башня», 1844, эскизы - 1831), камерно-инстр. ансамбли - Попурри на итальянские темы (Potpourri Concertant, секстет, 1819), 2 квинтета (для флейты и струн квартета, 1819, не сохранились), для голоса (и хора) с фп. - романсы, в т.ч. Девять ирландских мелодий (для одного и двух голосов, ор. 2, 1829-30), Летние ночи (Les Nuits d'йtй, сл. T. Готье, op. 7, 1-я ред. 1834, 2-я - 1841, орк. перелож., за исключ. No 4, 1856), Цветы ландов (Fleurs des Landes, пять мелодий для одного, двух голосов и хора, ор. 13, 1848-49), музыка к драм. спектаклям, обработки - Марсельеза (обр. песни К. Ж. Руже де Лиля, для двойного хора и орк., 1830), Приглашение к танцу (перелож. фп. пьесы Вебера, для симф. орк., 1841), Венгерский марш, (обр. венг. песни о Ференце Ракоци, 1846), Лесной царь (оркестровка песни Шуберта, 1860) и др., Полн. собр. муз. соч. (кроме опер.) - Веrlioz H., Werke, hrsg. von. Ch. Malherbe und F. Weingartner, Bd 1-20, Lpz. - N. Y., 1900-07 |