БЕРНСТАЙН (Bernstein) Леонард (p. 25 VIII 1918, Лоренс, шт. Массачусетс) - американский дирижёр, пианист и композитор. Учился музыке в Гарвардском университете у У. Пистона и Э. В. Хилла (композиция), X. Коутс и Г. Гебхарда (фп.), в 1939-41 в Муз. институте Кёртис (Филадельфия) у Ф. Рейнера (дирижирование), Р. Томпсона (инструментовка), И. А. Венгеровой (фп.). В 1942 совершенствовался у С. А. Кусевицкого в Танглвуде, был его ассистентом в Беркширском муз. центре. В 1943- 1944 ассистент дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра. В 1945-49 гл. дирижёр оркестра «Нью-Йорк сити сентр» (преемник Л. Стоковского). В 1957-1958 дирижёр Нью-Йоркского филармонич. оркестра, в 1958-69 гл. дирижёр. В 1951-56 преподавал дирижирование в университете в г. Брандайс (близ Бостона). Разносторонне одарённый музыкант, Б. является одним из крупнейших современных дирижёров, талантливым пианистом и композитором. Как дирижёр принадлежит к художникам романтич. направления; обладает ярко выраженной творч. индивидуальностью: стихийный темперамент, стремление к красочности, изобразительности и динамичности сочетаются у Б. с глубиной и масштабностью интерпретаторской концепции. Ему в равной степени удаётся истолкование классич. и совр. музыки, в частности он один из выдающихся истолкователей произв. Д. Д. Шостаковича. Как пианист Б. выступает с исполнением партий фп. и в собств. оркестровых соч., и в классич. репертуаре (одновременно дирижируя). С 1944 гастролирует во мн. странах мира (в СССР в 1959). Б. - автор муз.-сценич. и симф. произведений, камерно-инстр. ансамблей, вок. циклов и др. соч., занимающих видное место в совр. амер. музыке. Наибольший интерес представляют его мьюзиклы, написанные для Бродвейских театров, особенно «Вестсайдская история», где Б. раскрывает новые стороны этого жанра, приближая его к муз. драме. Композитор широко использует характерные элементы песен ковбоев, негров, мекс. танцев, синкопированные ритмы и гармонич. приёмы джазовой музыки. Насыщенной экспрессией отличаются монументальные орк. и вок.-инстр. сочинения Б., в которых он разрабатывает др.-евр. муз. мотивы (симфония «Иеремия», оратория «Кадиш»). Б. принадлежат статьи о музыке. В кн. «Бесконечное разнообразие музыки» («The Infinite Variety of Music») он выступает против «антимузыки авангардизма». Соч.: опера - Волнения на Таити (Trouble in Tahiti; 1 д. пост. 1952); балеты - Невлюбляющийся (Fancy free, 1944, Метрополитен-опера, Нью-Йорк), Факсимиле (1946); мьюзиклы - Чудесный город (Wonderful town, 1953), Кандид (пост. 1956), Вестсайдская история (West side story, пост. 1957); оратория Кадиш (исп. 1963); симфонии - Иеремия (для голоса и орк., 1942), Возраст тревоги (The age of anxiety, для фп. с орк., по мотивам стихов У. Одена, 1949), No 3 (посв. 75-летию Бостонского оркестра, 1957); Чичестерские псалмы для хора и орк. (1965); серенада для скр., струн, орк. и ударных (1954); соната для кларнета и фп. (1942); вок. циклы - Ненавижу музыку (I hate music, 1943), Хорошая кухня (La bonne cuisine, 1947); музыка к фильмам и др. Лит. соч.: The Joy of music, N. Y., 1959 (сб. телевизионных бесед), фрагмент в пер. на рус. яз. «В постоянном стремлении к совершенству», «СМ», 1971, No 5. Малер - его время пришло, [пер. с англ.], «СМ», 1968, No 3; The Infinite Variety of Music, N. Y., 1966 (Предисловие автора - «Открытое письмо» в рус. пер. [«Музыка выживет»], «СМ», 1972, No 4). |