«БЕСКОНЕЧНАЯ МЕЛОДИЯ» (нем. «Unendliche Melodie») - термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в «Обращении к друзьям» (1851). Идею «Б. м.» он обосновал в работе «Музыка будущего» (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип «Б. м.» был выдвинут им в противовес традиц. оперной мелодике, в которой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. сочинения И. С. Баха, а в инстр. музыке - симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге «Бетховен», 1870). Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. были написаны часть «Кольца нибелунга» и «Тристан и Изольда») отказывается от внутр. членения действия на отд. замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. носителем мелодич. начала является обычно оркестр. «Б. м.» в муз. драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров - Траурный марш из «Гибели богов»). В вокальных партиях принцип «Б. м.» выявляется в свободно построенных и осн. на муз. декламации монологах и диалогич. сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга - без характерных для оперных «номеров» чётких завершений. Фактически под «Б. м.» у Вагнера подразумевается «бесконечность» (непрерывность) во всей муз. ткани, в т.ч. в гармонии - впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное «Б. м.» (в частности, в некоторых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. развития вызывало критику «Б. м.», в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова. |