БЕССЕЛЕР (Bosseler) Генрих (2 IV 1900, Дортмунд-Хёрде - 25 VII 1969, Лейпциг) - немецкий музыковед (ГДР). Изучал музыковедение у В. Гурлитта во Фрейбурге, Г. Адлера и В. Фишера в Вене и у Ф. Людвига в Гёттингене. С 1925 преподавал в университетах Фрейбурга, Гейдельберга, Йены, с 1956 профессор Лейпцигского университета. Б. был чл. Саксонской академии наук, секретарём комиссии по охране нем. муз. памятников при Берлинском гос. научно-исследоват. институте музыки (1935-39). Науч. исследования Б. связаны гл. обр. с музыкой эпохи ср. веков и Возрождения, творчеством И. С. Баха, проблемами муз. эстетики и муз. восприятия. Редактор сб. «Гейдельбергские этюды к музыковедению» («Heidelberger Studien zur Musikwissenschaft», 1932-39), изданий старинной музыки (Й. Окегем, А. и Дж. Габриели, Г. Дюфаи и Гильом де Машо, а также И. С. Бах). Лит. соч.: Бах как новатор (1955), в сб.: Избр. статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 70-126; Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, в кн.: Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von E. Bücken, Potsdam, 1931-34; J. S. Bach, в сб.: Die grossen Deutschen, Bd 2, В., 1935, 1956; Кatalanische Cobla und Alta-Tanzkapelle, в кн.: Кongressbericht, Basel, [1949], S. 59-69; Bourdon und Fauxbourdon. Studien zum Ursprung der niederländischen Musik, Lpz., 1950; Bach und das Mittelalter, Lpz., 1950; Die Meisterzeit Bachs in Weimar, Weimar, 1950; Neue Dokumente zum Leben und Schaffen Dufays, «AfMw», IX, 1952; Fünf echte Bildnisse J. S. Bachs, Кassel, 1956; Die musikalische Hören der Neuzeit, В., 1959; H. Riemann, Lpz., 1965; Das Renaissanceproblem in der Musik, Кassel, 1967. |