БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван [16 XII (?), крещён 17 XII 1770, Бонн - 26 III 1827, Вена] - немецкий композитор, пианист и дирижёр. Сын певчего и внук капельмейстера боннской придв. капеллы, Б. приобщился к музыке в раннем возрасте. Муз. занятиями (игра на клавире, органе, скрипке) первоначально руководили его отец и сослуживцы отца по капелле - Г. Эден, Т. Пфейфер, Ф. Г. Ровантини и др. Однако подлинным учителем Б. стал К. Г. Нефе, преподавший ему основы композиторского и исполнительского мастерства и воспитавший своего ученика в духе высоких традиций нем. просветительства. С 11 лет Б. - помощник органиста в боннской капелле, с 13 - придворный органист с одновременным исполнением обязанностей пианиста-концертмейстера боннского придв. театра. Самостоятельно и с помощью старших друзей (Е. Брёйнинг, Ф. Вегелер и др.) Б. восполнил пробелы своего гуманитарного образования и к 18 годам оказался подготовленным к поступлению на философский ф-т Боннского университета. Уже в юности Б., выступая как пианист, поражал слушателей новизной исполнительского стиля, смелостью и речевой выразительностью импровизаций. Весной 1787, во время короткого пребывания в Вене, он посетил В. А. Моцарта и привёл его в восхищение своим искусством. После окончательного переезда в Вену (1792) Б. совершенствовался как композитор у Й. Гайдна и И. Г. Альбрехтсбергера. Кроме того, он пользовался советами и консультациями И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера и ряда др. выдающихся исполнителей-инструменталистов (Д. Драгонетти, Дж. Пунто и др.). Конц. выступления молодого Б. в Вене, Праге, Берлине, Дрездене и Буде (Будапеште) проходили с огромным успехом. Б. завоёвывает широкое признание как исполнитель и композитор. К нач. 1800-х гг. он был автором мн. произв., преим. для фп. (в т.ч. трёх концертов для фп. с оркестром) и различных камерно-инстр. составов. Среди них были соната для фп. ор. 13 («Патетическая») и «Sonata quasi una fantasia», op. 27 No 2 (т.н. «Лунная»), поразившие современников яркой экспрессией, бурным драматизмом, новизной и необычностью муз. языка. В 1800 написана 1-я симфония. Прогрессирующая глухота (первые признаки которой появляются с 1797) заставила Б. со временем сократить конц. деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться от публичных выступлений. В 1802-12 Б. написал семь симфоний (2-я - 8-я), ряд увертюр, 4-й и 5-й концерты для фп. с оркестром, концерт для скрипки с оркестром. В этот же период он создал произв. в области театр. музыки - оперу «Фиделио», музыку к драме «Эгмонт» Гёте и выдающиеся образцы камерной инстр. музыки - сонаты для фп. ор. 53 («Аврора») и ор. 57 («Аппассионата»), сонату для скрипки и фп. ор. 47 («Крейцерова»), квартеты ор. 59 (посв. А. К. Разумовскому), ор. 95 и др. В произв. этих лет, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов, полностью выявились характерные признаки зрелого бетховенского стиля. Последний период жизни и творчества Б. характеризуется острым разладом с окружающей действительностью, нарастанием критически-оппозиционных настроений. Наряду с созданием таких грандиозных по масштабу монументальных произв., как 9-я симфония (с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера) и Торжественная месса, Б. особенно интенсивно работал в области камерной музыки. Последние сонаты для фп. (ор. 101, 106, 109, 110 и 111) и квартеты (ор. 127, 130, 131, 132, 135) ярко отражают эволюцию стиля Б. в поздние годы. Существует мн. попыток периодизации творчества Б. по биографич. и стилистич. признакам: по 3 периодам (А. Шиндлер, Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симф., камерно-ансамблевых и фп. произв., написанных в разл. периоды. Однако любая периодизация по стилистич. признакам условна. Многое из созданного Б. в боннский период (1782-92) было им использовано в более поздние годы; новые стилистич. тенденции, отчасти сближающие Б. с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27), но и раннего венского периода (1792-1802). На формирование мировоззрения Б. сильнейшее воздействие оказали события Великой франц. революции. Вскоре после взятия Бастилии Б. создал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу. Сочувствие венской антимонархич. группе Ф. Хебенштрейта (якобинское Об-во равенства и свободы), гневные тирады против «знатных ослов» и «великих мира сего, ничтожнее которых нет ничего на свете», дерзкие выпады в адрес режима Меттерниха показывают, что верность республиканским идеалам Б. сохранял всю жизнь. Творчество Б. мн. нитями было связано с совр. ему искусством, литературой, философией и с художеств. наследием прошлых эпох. По собств. признанию композитора, он «с детства стремился осмыслить то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой» (письмо Б. к Г. Гертелю от 2 XI 1809). Мн. страницы музыки Б. родственны по настроению бунтарскому пафосу драм Ф. Шиллера, а ряд драматургич. принципов Шиллера (острый конфликт между нравств. законом и противостоящими силами, достижение моральной победы через борьбу) отразились в симфонизме Б. Поэзия И. В. Гёте постоянно служила Б. источником вдохновения. Композитор мечтал о создании оперы «Фауст» и, встретившись с поэтом в Теплице (1812), обсуждал с ним возможность совместной работы над либретто. Так же как Гёте и Шиллер, Б. преклонялся перед гением У. Шекспира. К числу любимейших книг Б. относились «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Жизнеописания» Плутарха. Цитаты из этих книг в дневнике композитора отражают его восхищение стойкостью античных героев. Упорство в преодолении суровых препятствий, свойственное героям Гомера и Плутарха, присуще и образам, воплощённым Б. в музыке. В 1790 Б. впервые обратился к муз. фольклору: написал вариации для арфы на мелодию швейцарской нар. песни, опубликованной И. Гердером в муз. журнале Рейхардта. По подобию сб. Гердера («Голоса народов в песнях») Б. создал серии обработок австр., англ., венг., датских, ирл., испан., итал., нем., польских, португ., рус., тирольских, укр., уэлльских, чеш., шотл., швед. и др. нар. песен. Муз. фольклор был использован Б. в вариациях на тему рус. танца (посв. А. М. Броун), квартетах ор. 59, посв. А. К. Разумовскому (темы рус. песен «Ах, талан ли мой, талан» и «Слава»), в 6-й симфонии (хорв. песни) и др. Круг интересов Б. включал и научно-философские проблемы, о чём свидетельствуют, в частности, его выписки в дневнике из «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Канта. Замечания Б. в его письмах и заметках позволяют заключить, что он разделял положения Канта об обществ. функции искусства. Большое влияние оказали на Б. идеи франц. энциклопедистов. С Ж. Ж. Руссо Б. роднит благоговение перед природой, а также и общность взглядов по вопросу соотношения звуковой выразительности и изобразительности. Призывы Д. Дидро к художникам рассматривать природу как первую модель искусства, низвести поэзию «из волшебных стран на обитаемую нами землю» перекликаются с эстетич. взглядами композитора. Стремлением положить в основу мелодии речевой (декламационный) принцип характеризуется как вокальное, так и инстр. творчество Б. Тончайшие цезуры - знаки препинания, ферматы, подобные паузам после патетич. вопросов, ритмич. сжатия и учащения при повторениях муз. мысли и мн. др. атрибуты «говорящей мелодики» придают музыке Б. большую выразительность. Последний из представителей венской классической школы, Б., вслед за И. Гайдном и В. А. Моцартом, развивал новые формы классич. инстр. музыки, которые давали возможность отразить разнообразные явления действительности в контрастных сопоставлениях и развитии. Форма сонатно-симф. цикла, окончательно сложившаяся у этих композиторов, была Б. расширена, наполнена ярко драматич. содержанием. Это новое содержание с особенной полнотой и силой воплощено в симфониях. Каждая из 9 симфоний композитора, разнообразных по замыслу и художеств. средствам, представляет собой законченный мир, заключающий сложную систему взаимоотношения образов, часто остро конфликтных и противоборствующих. Методы симф. мышления Б. находят отражение и в его произв. камерно-инстр. жанров (квартеты, сонаты для фп., для фп. и скрипки или влч.). Б. творчески освоил многое из французской революц. музыки, к которой он относился с большим интересом. «Массовое искусство пламенеющего Парижа, музыка народного революционного энтузиазма нашла свое развитие в мощном мастерстве Бетховена, как никто, услышавшего призывные интонации своего времени», - писал Б. В. Асафьев. Новым в творчестве Б. было отношение к оркестру в целом и отдельным его инструментам. Он расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий, придал самостоят. роль инструментам, выполнявшим ранее только аккомпанирующую функцию. В финале 5-й симфонии, отличающемся близкими интонац. связями с музыкой Великой франц. революции, впервые утверждается самостоят. значение медной группы симф. оркестра. Обогащение сонатной формы, унаследованной Б. в основных её контурах от Гайдна и Моцарта, сказалось прежде всего в усилении роли главной темы как стимула движения. Часто этот стимул Б. концентрировал в начальной фразе или даже в начальном мотиве темы. Перед слушателем, по выражению Э. Т. А. Гофмана, возникал «организм растения с его листьями, цветами и плодами, вышедшими из одного зерна». Постоянно совершенствуя свой метод развития темы, Б. пришёл к такому типу изложения, при котором преобразования первичного мотива составляют длительно-протяжённую непрерывную линию. В трактовке побочной партии сонатного аллегро и её соотношения с главной Б. по-новому развил принципы венской классич. школы, установившиеся до него. Уже в 1-й сонате для фп. (ор. 2 No 1) им выдвинут на первый план принцип контраста между главной и побочной партиями как выражение единства противоположностей. Неутомимыми поисками психологически оправданного сочетания двух компонентов развития - борьбы и единства - в значит. мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштабов разработок и введение в них новых лирич. тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. Все эти приёмы всегда подчинены у Б. идейно-образному плану произведения. Одним из мощных средств муз. развития у Б. является гармония. Само понимание границ тональности и сферы её действия выступает у Б. рельефнее и шире, чем у его предшественников. Однако как бы ни были отдалены строи модуляций, притягательная сила тонич. центра нигде и никогда не ослабляется. Стремление к единству и тесной взаимосвязи между всеми элементами целого проявлялось у Б. не только в пределах сонатного аллегро, но распространялось и на весь сонатно-симф. цикл. Тональные и др. связи между частями цикла наблюдаются и в творчестве Гайдна и Моцарта, но в циклах Б. и особенно в 9-й симфонии впервые встречается такое «гигантски разнообразное и последовательное изменение единой идеи», воплощение одной и той же «всесвязующей мысли» (А. Н. Серов). В ранних сочинениях композитора эта тенденция к объединению сказывалась гл. обр. в установлении тематич. связей между частями цикла (так тема финала «Патетической» сонаты для фп. ор. 13 имеет общую основу с побочной партией её 1-й части, тема финала сонаты для фп. ор. 22 построена из элементов тем предыдущих частей). В «Лунной» сонате для фп. (ор. 27 No 2) впервые было достигнуто единство сквозного действия (от скорбно-лирич. монолога в начале цикла к исполненному пламенного драматизма финальному аллегро). В 3-й, «Героической», симфонии (1802-04) все части, сохраняя самостоятельность, тематически связаны друг с другом, и от грандиозного сонатного аллегро, которым открывается цикл, идёт непрерывная линия развития к монументальному финалу. Совершеннейшее идейно-образное и архитектонич. единство присуще и сонатам для фп. ор. 53 и ор. 57 («Аврора», «Аппассионата»), а также квартетам ор. 59 (1805-06). В 5-й симфонии единство целого цементируется лейтмотивом «судьбы». Эта симфония не имеет программного подзаголовка, но к ней полностью можно отнести слова А. Н. Серова о том, что Б. создавал свои симфонии «на заранее обдуманный сюжет». Интенсивным драматургич. развитием характеризуется высшее творч. достижение Б. - 9-я симфония. Тема её финального хора «К радости», который обобщает замысел всего произведения, постепенно подготавливается, начиная с 1-й части проходит целый ряд стадий. Л. Бетховен. Набросок оды «К радости» для финала 9-й симфонии. Автограф. Важную роль в формировании стиля Б. сыграла его работа над овладением техникой варьирования и усовершенствованием вариационной формы. В своих первых вариационных циклах, написанных на темы популярных нар. мелодий и оперных арий, Б. ещё следует творч. методу Моцарта. Но с сер. 1790-х гг. он обособляет осн. мотивы вариаций от темы, превращает фигурационную орнаментику из украшения в средство тематич. развития, значительно повышает роль коды. В итоге в 1802 Б. создал два цикла на оригинальные темы (ор. 34 и ор. 35), написанные, по утверждению композитора, «в совершенно новой манере». В ор. 34 Б. достиг метрической, темповой и тональной свободы формы. Каждая из вариаций приобретает ярко выраженный индивидуальный характер и самостоятельное образное значение. В ор. 35 - своеобразном фп. эскизе финала 3-й симфонии, намечена симфонизация вариационной формы, что представляет одно из завоеваний классич. музыки. В дальнейшем вариационная форма становится важным составным элементом крупных произв. Б. Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал сонаты для фп., ор. 109, вариации на тему Диабелли, медленные части ряда последних квартетов, 3-я и 4-я части 9-й симфонии и др.), композитор существенно обогатил и традиц. типы варьирования. Так, Анданте из 5-й симфонии представляет собой яркий пример двойных вариаций, медленные части сонат ор. 57 и ор. 111 - образцы строгих (фигурационных) вариаций; в 32 вариациях для фп. (c-moll) применён на новой основе принцип старинных вариаций типа чаконны. С новым принципом сочинения вариаций тесно связан и новый подход к полифонической технике. Если в ранних произв. композитора имитационной полифонии отводилось скромное место (более заметную роль она играла лишь тогда, когда выступала носителем юмористич. начала), то в 3-й симфонии она становится важным драматургич. фактором. В произв. последнего периода творчества имитационная полифония фигурирует как составной элемент разработок (соната для фп. ор. 101 и др.), как начальная или заключительная часть ряда циклов (сонаты для фп. ор. 106, ор. 110, квартет ор. 131). Не меньшее значение имеет в музыке Б. контрастная (неимитационная) полифония. В Аллегретто 7-й симфонии тема и контрапункт образуют мелодическое «двуединство», обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией. Характерны для Б. контрапунктич. соединения видоизменённых элементов одной и той же темы, а также сплавления в одноголосии видоизменённых элементов различных тем, часто приводящие к качественно новым мелодич. образованиям. Совокупностью этих приёмов Б. достиг почти всеобъемлющей полифонизации ткани. Органич. синтез гомофонии и полифонии, являющийся одной из основ бетховенского стиля, ярко представлен в первой части сонаты для фп. op. 111. Тема героич. борьбы за свободу была основным идейным мотивом творчества Б. С огромной силой воплощена она в таких произв., как 3-я, 5-я, 9-я симфонии, увертюры «Эгмонт», «Кориолан». Муз. образы Б. стали знаменем в революционной борьбе народов. Наряду с героич. эпопеей и высокой муз. трагедией Б. создал шедевры иного рода. В них конкретизируются различные состояния человеческой души. Так, 6-й («Пасторальной») симфонии Б. дал программный подзаголовок: «Воспоминание о сельской жизни», а по образному выражению П. И. Чайковского, слушая 4-ю симфонию Б., «забываешь, что не постоянно цветут розы, не вечно греет горячее солнце». В 8-й симфонии Чайковский находил «бездну юмора и курьезных деталей». Прочно укоренилась принадлежащая Р. Вагнеру характеристика 7-й симфонии как «апофеоза танца». Бесконечно широк лирический диапазон бетховенских адажио и ларго. Ведущие идеи и образы симф. произв. композитора нашли отражение и в его сочинениях др. жанров. Строфу из оды «К радости», в которой воспевается верность в любви, Б. еще задолго до создания 9-й симфонии включил в апофеоз своей единств. оперы «Фиделио». Самостоят. значение приобрели 4 увертюры, написанные Б. для этой оперы, особенно «Леонора No 3», представляющая собой законченную инстр. драму. Традиц. рамки жанра «оперы спасения» не соответствовали масштабам симф. драматургии композитора, породив этим внутр. противоречия в опере «Фиделио». Вместе с тем это произв. оказало огромное влияние на последующее развитие муз. театра. К числу величайших созданий композитора относится Торжественная месса - монументальное вок.-симф. произв., близкое по характеру 9-й симфонии. В заключительный номер мессы («Dona nobis pacem» - «Даруй нам мир») Б. ввёл воен. марш, как бы подчёркивая немыслимость духовной умиротворённости человека, пока вокруг него творятся злодеяния и существуют войны. В муз. архиве Б. сохранилось свыше 7000 листов черновых набросков и эскизов, дающих богатый материал для изучения творч. метода композитора. Большой биографич. интерес представляют «Разговорные тетради» Б., которыми он пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Первые исполнения произв. Б. в России относятся к нач. 19 в. Зимой 1822-23 в имении Мих. Ю. Виельгорского (деревня Фатеевка Курской губ.) были исполнены крепостным оркестром семь симфоний, ряд увертюр, оратория «Христос на Масличной горе» и др. сочинения Б. В 1824 в Петербурге состоялось первое в мире и единственное при жизни Б. полное исполнение Торжественной мессы по инициативе Н. Б. Голицына, которому Б. посвятил 3 струн. квартета (ор. 127, ор. 130 и ор. 132). Русские композиторы глубоко изучали наследие Б. и восхищались силой его гения и совершенством мастерства. Упоминания о произв. Б. часто встречаются в рус. классич. литературе и лит. критике. В. Ф. Одоевским написана новелла о Б. («Последний квартет Бетховена»), Стихотворение Н. П. Огарёва «Героическая симфония Бетховена» посвящено памяти декабриста А. И. Одоевского. Многочисл. статьи A. H. Серова («Тематизм увертюры Леонора», «Девятая симфония» и др.) внесли важный вклад в бетховениану. Творчество Б. высоко оценивалось основоположниками научного коммунизма. 3-я и 5-я симфонии были любимыми муз. произв. Ф. Энгельса. Соната «Аппассионата» вызывала восхищение В. И. Ленина. Глубокая созвучность бетховенской музыки Великой Oкт. социалистич. революции неоднократно подчёркивалась A. В. Луначарским. Основные даты жизни и деятельности 1770. - 16(?) ХII в Бонне у придв. музыканта фламандского происхождения Иоганна ван Бетховена и его жены Марии Магдалены Кеверих родился сын Людвиг (крещение состоялось 17 XII). 1778. - Занятия музыкой с Г. ван ден Эденом и Т. Ф. Пфейфером. - 26 III. Первое конц. выступление Б. в Кёльне в качестве клавириста. 1780. - Занятия с Ф. Г. Ровантини и В. Кохом. - Начало занятий с К. Г. Нефе. 1781. - Конц. поездка Б. с матерью в Роттердам. 1782. - Б. заменяет Нефе в качестве органиста в придв. капелле. - Первое издание произв. Б. - 9 вариаций для клавира на тему марша Э. К. Дреслера. - Знакомство Б. с Ф. Вегелером и с семейством Бройнингов. 1783. - Б. заменяет Нефе в качестве чембалиста в придв. оркестре. - Нефе публикует в гамбургском муз. журн. первый печатный отзыв о Б. - Издание 3 (т.н. «курфюрстских») сонат Б. для клавесина. 1784. - Назначение Б. на должность штатного придв. органиста. 1787. - Б. совершает поездку в Вену с целью занятий у B. А. Моцарта. - Высокая оценка Моцартом импровизаций Б. - Возвращение в Бонн из-за ухудшения здоровья матери. -17 VII. Смерть матери Б. 1789. - В связи с увольнением отца из капеллы Б. становится кормильцем семьи. - Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. - Поступает студентом на философский ф-т Боннского университета. 1791. - Поездка Б. с капеллой курфюрста в Мергентхейм и Ашаффенбург. - 6 III. Исполнение музыки Б. к «Рыцарскому балету» в Бонне. 1792.- Знакомство с Й. Гайдном, посетившим Бонн на обратном пути из Лондона в Вену; высокая оценка Гайдном кантаты Б. - 2 или 3 XI. Отъезд в Вену. - 10 XI. Прибытие в Вену. - Начало занятий с Гайдном. 1793. - Продолжение занятий с Гайдном. - Знакомство с И. Шенком и занятия с ним. -Знакомство с князем К. Лихновским, в доме которого в присутствии Гайдна Б. исполнил свои фп. трио. 1794. - Продолжение занятий с И. Шенком (до V). - Начало занятий с И. Г. Альбрехтсбергером (после отъезда Гайдна в Лондон). - Начало занятий с А. Сальери (продолжались до 1802). 1795. - 29 III. Первое конц. выступление Б. в Вене в качестве пианиста в благотворительной «академии» в пользу вдов и сирот музыкантов; предполагается, что был исполнен концерт для фп. с оркестром No 2.-31 III. Б. исполнил концерт для фп. с оркестром Моцарта (в бенефисном спектакле в пользу вдовы Моцарта). - VII-VIII. Издание 3 фп. трио ор. 1.-22 XI. Исполнение нем. танцев Б. в Венском редутном зале. -18 XII. Участие Б. в концерте Й. Гайдна. 1796. - Конц. поездки в Прагу, Дрезден, Берлин и Братиславу. - Исполнение в Берлине (совм. с П. Дюпором) виолончельных сонат ор. 5. 1797. - Исполнение квинтета ор. 16 в концерте И. Шуппанцига. - Появление первых признаков ухудшения слуха. 1798. - Вторая конц. поездка в Прагу. - Знакомство в Вене с франц. послом генералом Бернадотом и с сопровождавшим генерала скрипачом Р. Крейцером, которому Б. впоследствии посвятил сонату для фп. и скрипки ор. 47. 1799. - Издание сонат для фп.: No 8 («Патетической»), 9 и 10. - Знакомство с сёстрами Терезой и Жозефиной Брунсвик. - Встреча с контрабасистом Д. Драгонетти (Б. играл с ним свою виолончельную сонату) и с англ. пианистом Дж. Крамером. - Пианистич. соревнование Б. с Й. Вёльфлем, вызвавшее оживлённую дискуссию среди венских любителей музыки. 1800. - 2 IV. Концерт из произв. Б. в Вене; в программе: 1-я симфония, септет (ор. 20) и концерт для фп. с оркестром No 2 в исполнении Б. - 18 IV. Исполнение (совместно с Я. Штихом) сонаты для фп. и валторны ор. 17. 1801. - 28 III. Первое исполнение в Вене балета «Творения Прометея» (пост. С. Вигано). - 29 VI. и 1 VII. Письма к Ф. Вегелеру и К. Аменде с сообщением о сильно прогрессирующей глухоте. 1802. - По предписанию врача Б. проводит около полугода (V-X) в Хейлигенштадте, близ Вены. - 10 X. Письмо к братьям (т.н. Хейлигенштадтское завещание). 1803. - 5 IV. Концерт из произв. Б. в Вене; в программе 1-я и 2-я симфонии, концерт для фп. с оркестром No 3 в исполнении Б.; оратория «Христос на Масличной горе». - 24 V. Исполнение (совм. с Дж. Бриджтауэром) сонаты для фп. и скрипки ор. 47 («Крейцеровой»). 1804. - Исполнение 3-й, «Героической», симфонии оркестром Ф. Лобковица. - Первые письма к Жозефине Дейм (урожд. Брунсвик). 1805. - 7 IV. Первое публичное исполнение «Героической» симфонии. -20 XI. Первое исполнение оперы «Фиделио» под упр. Б. (т-р «Ан дер Вин») - Знакомство Б. с композитором Л. Керубини. 1806. - 29 III. Исполнение 2-й ред. оперы «Фиделио» (т-р «Ан дер Вин»). - 23 XII. Первое исполнение концерта для скрипки с оркестром ор. 61 скрипачом Ф. Клементом. 1807. - Первое исполнение 3 т.н. «русских» квартетов ор. 59, квартетом И. Шуппанцига. - Исполнение под упр. Б. 2-й, 3-й, 4-й симфоний в Вене; 1-й мессы (Эйзенштадт); исполнение концерта для фп. с оркестром No 4. 1808. - 22 XII. Первое исполнение 5-й и 6-й симфоний, фантазии для фп. с оркестром и хором, ор. 80 (солист - Б., дирижёр И. Зейфрид). - Б. приглашён на должность капельмейстера в Касселе. 1809. - 1 III. И. Кинский, Ф. Лобковиц и эрцгерцог Рудольф подписали «декрет» о выплате Б. ежегодной субсидии, в связи с чем он решает остаться в Вене. 1810. - Встреча с Беттиной Брентано (в замужестве Арним), содействовавшей личному знакомству Б. с И. В. Гёте. - 15 VI. Первое исполнение музыки Б. к трагедии «Эгмонт» Гётэ. 1812. - 9 II. Исполнение в Пеште музыки к «Афинским развалинам». - 12 II. Исполнение в Вене концерта для фп. с оркестром No 5 учеником Б. - К. Черни. - 6-7 VII. Письмо к неизвестной, вошедшее в бетховениану под названием «Письмо к бессмертной возлюбленной». - 19-23 VII. Встречи Б. с Гёте в Теплице. - 6 VIII. Концерт Б. в г. Карлови-Вари в пользу баденских погорельцев. 1813. - 8 и 12 XII. Исполнение 7-й симфонии и «Победы Веллингтона» в пользу воинов-инвалидов в зале Венского университета. 1814. - 27 II. Первое исполнение 8-й симфонии. - 11 IV. Последнее выступление Б. в качестве пианиста-ансамблиста. - 23 V. Постановка оперы «Фиделио» в 3-й ред. в венском «Кёрнт-нертортеатре» под упр. Б. с помощью Умлауфа. 1815. - 15 XI. Смерть брата Карла; по завещанию брата Б. становится опекуном своего племянника Карла.- Начало тяжбы со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. 1824. - 7 IV. Первое исполнение в Петербурге Торжественной мессы ор. 123. - 7 V. Концерт Б. в венском «Кёрнтнертор-театре»; в программе 9-я симфония, три номера Торжественной мессы и увертюра «Освящение дома» ор. 124; дирижёр Умлауф. 1825. - Замыслы 10-й симфонии, оратории «Саул», музыки к «Фаусту» и др. произв. 1826. - 6 II. Письмо к Штадлеру о Реквиеме Моцарта. - Резкое ухудшение здоровья Б. - 20 XII. Первая хирургич. операция по поводу цирроза печени. 1827. - 8 I, 2 II и 27 II операции. - 17 II. Последнее письмо к Ф. Вегелеру. - 18 III. Последнее письмо к И. Мошелесу.- 26 III. Смерть композитора. Соч.: оперы - Огонь Весты (Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803), Фиделио (либр. Й. Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы «Леонора, или Супружеская любовь» Буйи, 1-я ред. под назв. Леонора, ор. 72, 1803-05, пост. под назв. Фиделио, или Супружеская любовь, Fidelio, oder die eheliche Liebe, 1805, театр «Ан дер Вин», Вена; 2-я ред., с добавлением увертюры Леонора No 3, op. 72, 1806, пост. 1806, там же; 3-я ред. ор. 72, 1814, пост. 1814, Придворный нац. оперный театр, Вена); балеты - музыка к Рыцарскому балету (Musik zum Ritterballett, 8 номеров, WoO 1, 1790-91), Творения Прометея (Die Geschöpfe des Prometheus, по сценарию С. Вигано, ор. 43, 1800-01, пост. 1801, Придворный нац. оперный театр, Вена); для хора и солистов с орк. - оратория Христос на Масличной горе (Christus am elberge, сл. P. К. Хубера, ор. 85, 1802-03), Месса C-dur (op. 86, 1807), Торжественная месса (Missa Solemnis, D-dur, op. 123, 1819-23); кантаты - На смерть Иосифа II (Кantate auf den Tod Кaiser Josephs II., сл. С. А. Авердонка, WoO 87, 1790), На вступление в царствование Леопольда II (Auf die Erhebung Leopolds II zur Кaiserwürde, сл. С. А. Авердонка, WoO 88, 1790), Славное мгновение (Der glorreiche Augenblick, сл. А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und glückliche Fahrt, сл. И. В. Гёте, ор. 112, 1814-1815); арии - Соблазн поцелуя (Prüfung des Кьssens, WoO 89, ок. 1790), С девчонками смеяться (Mit Mädeln sich vertragen, сл. И. В. Гёте, WoO 90, ок. 1790), две арии к зингшпилю - Прекрасная башмачница (Die schöne Schusterin, WoO 91, 1796); сцены и арии - Первая любовь (Primo amore, WoO 92, 1795-1802), О, изменник (Ah, perfido, op. 65, 1796), Нет, не тревожься (No, non turbati, сл. П. Метастазио, WoO 92a, 1801-1802); терцет - Трепещи, нечестивость (Tremate, empitremate, сл. Беттони, ор. 116, 1801-1802); дуэт - В дни твоего счастья вспоминай обо мне (Nei giorni tuoi felici ricordati di me, сл. П. Метастазио, WoO 93, 1802); песни для хора с орк. - В честь светлейших союзников (Chor auf die verbündeten Fürsten, сл. К. Бернарда, WoO 95, 1814), Союзная песня (Bundeslied, сл. И. В. Гёте, ор. 122, 1797; перераб. 1822-1824), хор из праздничного представления - Освящение дома (Die Weihe des Hauses, сл. К. Майсля, В списке соч., кроме ссылок на опусы (op.), даны ссылки WoO (Werke ohne Opuszahlen) - соч. Б., не имеющие опуса (согласно каталогу Г. Кинского - Г. Хальма). WoO 98, 1822), Жертвенная песня (Opferlied, сл. P. Маттиссона, op. 121, 1824) и др.; для симф. орк. - 9 симфоний: No l (C-dur, op. 21, 1799-1800), No 2 (D-dur, op. 36, 1800-1802), No 3 (Es-dur, Героическая, op. 55, 1802-1804), No 4 (B-dur, op. 60, 1806), No 5 (c-moll, op. 67, 1804-1808), No 6 (F-dur, Пасторальная, op. 68, 1807-1808), No 7 (A-dur, op. 92, 1811 - 1812), No 8 (F-dur, op. 93, 1811-1812), No 9 (d-moll, op. 125, с заключит. хором на сл. оды «К радости» Шиллера, 1817 и 1822-1823); Победа Веллингтона, или Битва при Виттории (Wellingtons Sieg oder die Schlacht bei Vittoria, первоначально написана для механич. муз. инструмента пангарманикона И. Н. Мельцеля, ор. 91, 1813); увертюры: к балету - Творения Прометея (ор. 43, 1800- 1801), к трагедии «Кориолан» Коллина (c-moll, op. 62, 1807), Леонора No 1 (C-dur, op. 138, 1805), Леонора No 2 (C-dur, op. 72, 1805), Леонора No 3 (C-dur, op. 72, 1806), к опере «Фиделио» (Е-dur, op. 72, 1814), к трагедии «Эгмонт» Гёте (f-moll, op. 84, 1809-1810), к пьесе «Афинские развалины» Коцебу (G-dur, op. 113, 1811), к пьесе «Король Стефан» Коцебу (Es-dur, op. 117, 1811), Именинная (Zur Namensfeier, C-dur, op. 115, 1814), освящение дома (Die Weihe des Hauses, C-dur, сл. К. Майсля, ор. 124, 1822); танцы: 12 менуэтов (WoO 7, 1795), 12 нем. танцев (WoO 8, 1795), 6 менуэтов (WoO 10, 1795), 12 менуэтов (WoO 12, 1799), 12 нем. танцев (WoO 13, ок. 1800), 12 контрдансов (WoO 14, 1800-1801), 12 экосезов (WoO 16, ок. 1806), Поздравительный менуэт (Gratulations-Menuett, Es-dur, WoO 3, 1822); для одного инструмента с оркестром - концерт для скр. (C-dur, отрывок, WoO 5, 1790-1792), рондо для фп. (B-dur, WoO 6, ок. 1795); 5 концертов для фп.: No 1 (C-dur, op. 15, 1795-1796; перераб. 1798), No 2 (B-dur, op. 19, 1-я ред. 1794-1795; 2-я ред. 1798), No 3 (c-moll, op. 37, 1800), No 4 (G-dur, op. 58, 1805-1806), No 5 (Es-dur, op. 73, 1808-1809), концерт для скр. (D-dur, op. 61, 1806); для ансамбля инструментов с орк. - Тройной концерт для фп., скр. и влч. (C-dur, ор. 56, 1803-1804); для духового оркестра - 4 марша (F-dur, C-dur, F-dur, D-dur, WoO 18, WoO 19, WoO 20 и WoO 24, 1809, 1809-1810, 1810-1816); полонез (D-dur, WoO 21, 1810), 2 экосеза (D-dur, G-dur, WoO 22, WoO 23, 1810) и др.; для ансамбля инструментов - октет для 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, op. 103, 1792), рондо (Es-dur для такого же состава, WoO 25, 1792), 11 мёдлингских танцев (для 7 дух. и струн. инструментов, WoO 17, 1819), септет для скр., альта, влч., контрабаса, кларнета, валторны и фагота (Es-dur, op. 20, 1799-1800), секстет для 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, op. 71, 1796), секстет для струн. квартета и 2 валторн (Es-dur, op. 816, 1794 или нач. 1795), 3 струн. квинтета (Es-dur, op. 4, перераб. из октета для дух. инструментов ор. 103, 1795-1796; C-dur, op. 29, 1800-1801; c-moll, op. 104, перераб. из фп. трио ор. 1 No 3, 1817), квинтет для фп., гобоя, кларнета, фагота и валторны (Es-dur, op. 16, 1794-1796); 16 струн. квартетов: No 1-6 (F-dur, G-dur, D-dur, c-moll, A-dur, B-dur, op. 18, 1798-1800), No 7-9 (F-dur, e-moll, C-dur, посвящ. А. К. Разумовскому, op. 59, 1805-1806), No 10 (Es-dur, op. 74,1809), No 11 (f-moll, op. 95, 1810), No 12 (Es-dur, op. 127, 1822-1825), No 13 (B-dur, op. 130, 1825- 1826), No 14 (cis-moll, op. 131, 1825-1826), No 15 (a-moll, op. 132, 1825), No 16 (F-dur, op. 135, 1826); Большая фуга для струн. квартета (B-dur, op. 133, первоначально предполагалась, как заключит. часть квартета ор. 130, 1825), 3 квартета для фп., скр., альта и влч. (Es-dur, D-dur, C-dur, WoO 36, 1785), трио для фп., скр. и влч. (Es-dur, WoO 38, ок. 1790-1791; Es-dur, G-dur, c-moll, op. 1, 1793-1794; D-dur, Es-dur, op. 70, 1808; B-dur, op. 97, 1811; B-dur, WoO 39, 1812); 14 вариаций для фп. трио (Es-dur, op. 44, 1803), трио для фп., кларнета и влч. (B-dur, op. 11, 1798), трио для фп., фл. и фагота (G-dur, WoO 37, между 1786-87 и 1790), трио для скр., альта и влч. (Es-dur, op. 3, 1792; G-dur, D-dur, c-moll, op. 9, 1796-1798), серенада для того же состава (D-dur, op. 8, 1796-1797), серенада для фл., скр. и альта (D-dur, op. 25, 1795-1796), трио для 2 гобоев и англ. рожка (C-dur, op. 87, 1794), вариации для 2 гобоев и англ. рожка на тему песни «Дай мне руку, жизнь моя» из оперы «Дон Жуан» Моцарта (C-dur, WoO 28, 1796-1797), и др.; ансамбли для двух инструментов - для фп. и скр.: 10 сонат - No 1, 2, 3 (D-dur, A-dur, Es-dur, op. 12, 1797-1798), No 4 (a-moll, op. 23, 1800-1801), No 5 (F-dur, op. 24, 1800-1801), No 6, 7, 8 (A-dur, c-moll, G-dur, op. 30, 1801-1802), No 9 (A-dur, Крейцерова, op. 47, 1802-1803), No 10 (G-dur, op. 96, 1812); 12 вариаций на тему из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (F-dur, WoO 40, 1792-1793), рондо (G-dur, WoO 41, 1792), 6 нем. танцев (WoO 42, 1795 или 1796); для фп. и влч.: 5 сонат - No 1, 2 (F-dur, g-moll, op. 5, 1796), No 3 (A-dur, op. 69, 1807-1808), No 4 и 5 (C-dur, D-dur, op. 102, 1815); 12 вариаций на тему из оперы «Волшебная флейта» Моцарта (F-dur, op. 66, ок. 1798), 12 вариаций на тему из оратории «Иуда Маккавей» Генделя (G-dur, WoO 45, 1796), 7 вариаций (Es-dur, на тему из оперы «Волшебная флейта» Моцарта (Es-dur, WoO 46, 1801) и др.; для фп. и валторны - соната (F-dur, op. 17, 1800); дуэт для 2 флейт (G-dur, WoO 26, 1792), дуэт для альта и влч. (Es-dur, WoO 32, ок. 1795-1798), 3 дуэта для кларнета и фагота (C-dur, F-dur, B-dur, WoO 27, до 1792) и др.; для фп. в 2 руки - сонаты: 3 сонаты для фп. (Es-dur, f-moll, D-dur, т.н. Кurfürstensonaten, WoO 47, 1782-1783), Лёгкая соната (отрывок, C-dur, WoO 51, 1791-1792), 2 ч. сонатины (F-dur, WoO 50, 1788-1790); 32 сонаты для фп.: No 1, 2, 3 (f-moll, A-dur, C-dur, op. 2, 1795), No 4 (Es-dur, op. 7, 1796-1797), No 5, 6, 7 (c-moll, F-dur, D-dur, op. 10, 1796-1798), No 8 (c-moll, Патетическая, op. 13, 1798-1799), No 9 и 10 (Е-dur, G-dur, op. 14, 1798-1799), No 11 (B-dur, op. 22, 1799-1800), No 12 (As-dur, op. 26, 1800-1801), No 13 (Es-dur, «Sonata quasi una Fantasia», op. 27 No 1, 1800-1801), No 14 (cis-moll, «Sonata quasi una Fantasia», т. n. «Лунная», op. 27 No 2, 1801), No 15 (D-dur, т.н. «Пасторальная», op. 28, 1801), No 16, 17 и 18 (G-dur, d-moll, Es-dur, op. 31, 1801-1803), No 19 и 20 (g-moll, G-dur, op. 49, 1795-1796, закончены в 1798), No 21 (C-dur, т.н. «Аврора», op. 53, 1803-1804), No 22 (F-dur, op. 54, 1804), No 23 (f-moll, «Appassionata», op. 57, 1804-1805), No 24 (Fis-dur, op. 78, 1809), No 25 (G-dur, op. 79, 1809), No 26 (Es-dur, op. 81-a, 1809-1810), No 27 (e-moll, op. 90, 1814), No 28 (A-dur, op. 101, 1816), No 29 (B-dur, op. 106, 1817-1818), No 30 (Е-dur, op. 109, 1820), No 31 (As-dur, op. 110, 1821), No 32 (c-moll, op. 111, 1821-1822), вариaции для фп.: 9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782), 6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, ок. 1790), 24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790), 12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795), 13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка» («Das rote Кдppchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792), 9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха» («La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795), 6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795), 12 вариаций на тему рус. танца из балета «Лесная девушка» («Das Waldmädchen» P. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796), 8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797), 10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799), 6 вариаций на собств тему (G-dur, WoO 77, 1800), 6 вариаций (F-dur, op. 34, 1802), 15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея» (Es-dur, op. 35, 1802), 7 вариаций на тему англ. пеcни «God save the Кing» (C-dur, WoO 78, 1803), 5 вариаций на тему англ песни «Rule Britannia» (D-dur, WoO 79, 1803), 32 вариации на собств тему (c-moll, WoO 80, 1806), 33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, op. 120, 1819-1823), 6 вариаций для фп или с сопровождением фл. или скр. на темы 5 шотл. и одной австр. нар. песен (ор. 105, 1817-1818), 10 вариаций на темы 2 тирольских, 6 шотл., укр. и рус. нар. песен (ор. 107, 1817-1818) и др. багатели для фп.: 7 багателей (ор. 33, 1782-1802), 11 багателей (ор. 119, 1800-1804 и 1820-1822), 6 багателей (ор. 126, 1823-1824), рондо для фп. C-dur (WoO 48, 1783), A-dur (WoO 49, 1783), C-dur (op. 51, No 1, 1796-1797), G-dur (op. 51 No2, 1798-1800), рондо-каприччио - Ярость из-за потерянного гроша (Die Wut ьber den verlorenen Groschen, G-dur, op. 129, между 1795 и 1798), Andante (F-dur, WoO 57, 1803-1804), и др пьесы для фп.; для фп. в 4 руки соната (D-dur, op. 6, 1796-1797), 3 марша (ор. 45, 1802, 1803), 8 вариаций на тему P. Вальдштейна (WoO 67, 1791-1792), песня с 6 вариациями на стихотворение «Все в мыслях ты» Гёте («Ich denke dein», D-dur, WoO 74, 1799 и 1803-1804), и др.; для органа - фуга (D-dur, WoO 31, 1783), 2 прелюдии (ор. 39, 1789), для голоса с фп. - песни, в т.ч. Дни мои влекутся (Que le temps me dure, сл. Ж. Ж. Руссо, WoO 116, 1792-1793), 8 песен (ор. 52, до 1796, среди них Майская песня - Mailied, сл. И. В. Гёте, Прощание Молли - Mollys Abschied, сл. Г. А. Бюргера, Любовь - Die Liebe, сл. Г. Э. Лессинга, Сурок - Marmotte, сл. И. В. Гёте, Чудоцвет - Das Blümchen Wunderhold, сл. Г. А. Бюргера), 4 ариетты и дуэт (NoNo 2-5, сл P. Метастазио ор. 82, 1790-1809), Аделаида (сл. P. Маттиссона, ор. 46, 1795-1796), 6 песен на сл. X. P. Геллерта (ор. 48, 1803), Жажда свидания (Sehnsucht, сл. И. В. Гёте, WoO 134, 1807-1808), 6 песен (ор. 75, No 3-4 - до 1800, NoNo 1, 2, 5, 6 - 1809, среди них на сл. И. В. Гёте - Песня Миньоны - Mignon, Новая любовь, новая жизнь - Neue Liebe, neues Leben, Песня о блохе - из «Фауста» Гёте - «Es war einmal ein Кцnig»), К далекой возлюбленной (An die ferne Geliebte, цикл из 6 песен на сл. А. Ейтелеса, ор. 98, 1816), Честный человек (Der Mann von Wort, сл. P. A. Клейншмида, op. 99, 1816), и др., для голоса и голосов с хором и фп. - Свободный человек (Der freie Mann, сл. Г. Пфеффеля, WoO 117, 1-й вариант 1791-1792, перераб. 1795), Пуншевая песня (Punschlied, WoO 111, ок. 1790), О, дорогие рощи, о, бесценная свобода (О care salve, о care felice liberta, сл. P. Метастазио, WoO 119, 1795), и др., для хора и голосов без сопровождения - в т.ч. 24 дуэта, терцета и квартета на итал. тексты, преим. P. Метастазио (Wo 099, 1793-1802), песня монахов из драмы «Вильгельм Телль» Шиллера (WoO 104, 1817) св. 40 канонов (WoО 159-198), обр. нар. песен - 26 уэльских нар. песен (WoO 155, No 15-1812, No 25-1814, остальные - 1810), 12 ирландских нар. песен (WoO 154, 1810-1813), 25 ирландских нар. песен (WoO 152, 1810-1813), 20 ирландских нар. песен (WoO 153, No 6-13 в 1814-1815, остальные в 1810-1813), 25 шотл. нар. песен (ор. 108, 1817-1818), 12 шотл. нар. песен (WoO 156, 1817-1818), 12 песен разных народов (WoO 157, 1814-1815), 24 песни разных народов, в т.ч. 3 рус. - «Во лесочке комарочков много народилось», «Ах, реченьки, реченьки, холодные водыньки», «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять», укр. - «Iхав козак за Дунай» (WoO 158, сб. составлен в 1815-1816), музыка к драматич. спектаклям - «Эгмонт» Гёте (увертюра и 9 номеров, ор. 84, 1809-1810, исп. 1810, Придворный Нац. оперный театр, Вена), «Афинские развалины» Коцебу (увертюра и 8 номеров, ор. 113, 1811, исп. 1812 на открытии Нем. театра в Пеште), «Король Стефан» Коцебу (увертюра и 9 номеров ор. 117, 1811, исп. 1812, Йозефштадттеатр, Вена), «Тарпейя» Куфнера (WoO 2a, 1813, WoO 2в, 1813) и др. Издания соч.: L. Van Beethoven's Werke, vollständig kritisch durchgesehene ьberall berechtigte Ausgabe, Bd 1-24, Lpz., Breitkopf und Härtel, 1864-1867, Bd 25 - Supplement, Lpz., 1888, Beethoven. Supplemente zur Gesamtausgabe, hrsg. von W. Hess, Bd 1-14, Wiesbaden, 1959-1971, Beethoven. Werke. Abteilung VI, Bd 3 (квартеты op. 18), hrsg. v. P. Mies, Münch., 1962, и др. Факсимильные издания муз. рукописей и эскизов Иванов-Борецкий M. В., Московская черновая тетрадь Бетховена (эскизы квартетов ор. 130 и 132 и комментарии к ним), «Музыкальное образование», 1927, No 1-2, с 7-92, Бетховен Книга эскизов за 1802-1803 годы Исследование и расшифровка H. Л. Фишмана (эскизы «Героической симфонии», «Крейцеровой сонаты» и др.), M., 1962, Sonate op. 26, Bonn, 1895, Beethoven L. van, Skizzenbuch (Эскизы Девятой симфонии), Lpz., 1913, Sonate op. 27, No 2 W., 1921, Sonate op. 111, Münch., 1922, Lpz., 1952, Sonate op. 78, Münch., 1923, Symphonie No 9, Lpz., 1924 Sonata appassionata op. 57, P., 1927, Lpz., 1970, Symphonie No 5, В., 1941; Sonate, op. 53, Bonn, 1954, Sonate op. 109, N. Y., 1966, Beethoven. Autograph. Miscellani from с 1786-99 (the «Кafka sketch book»), v. 1-2, (facsimile and transcription), ed. Joseph Кerman, L., 1970. Указатели Алексеев M. P., Бeрман Я. З., Бетховен Материалы для библиографического указателя русской литературы о нем, вып. 1-2; Одесса, 1927-1928, Фишман H. Л., Автографы Бетховена в хранилищах СССР Справочник, M., 1959, Nottebohm G., Thematisches Verzeichnis der im Druck erschienenen Werke von Ludwig van Beethoven, Lpz., 1851, 1868, Lpz., 1925, Thayer A. W., Chronologisches Verzeichnis der Werke L. v. Beethovens, В., 1865, 1919 Кastner E., Bibliotheca Beethoveniana. Versuch einer Beethoven-Bibliographie, enthaltend alle vom Jahre 1827 bis 1913 erschienenen Werke ьber den groβen Tondichter, Lpz., 1913, Lpz., 1925 (библиография продолжена Т. Фримелем и доведена до 1924 года), Losch P., Carus, Beethoven-Schriften von 1914 bis 1938, «Neues Beethoven-Jahrbuch», Bd 1-5, 7, 9, Augsburg - Braunschweig, 1924-39, Schmidt-Görg J., Кatalog der Handschriften des Beethoven-Hauses und Beethoven-Archivs Bonn, Bonn, 1935; Unger M., Eine Schweizer Beethoven-Sammlung Кatalog, Z., 1939, Кinsky G., Halm H., Das Werk Beethovens. Thematisch-bibliographisches Verzeichnis seiner sämtlichen vollendeten Кompositionen, Münch. - Duisburg, 1955; Hess W., Verzeichnis der nicht in der Gesamtausgabe veröffentlichten Werke Ludwig van Beethovens, Wiesbaden, 1957; Ballin E. Vierneisel W., Beethovens Schriften von 1939 bis 1961, «Beethoven-Jahrbuch», Reihe, Bd 1-5, Bonn, 1954-68. Письма. Разговорные тетради: Письма Л. ван-Бетховена, ч. 1 (1783-1815), пер. и примечания В. Д. Корганова, Тифлис, 1900 [приведены 110 писем Бетховена]; Письма Л. ван Бетховена (пер. и примеч. В. Д. Корганова), СПБ, 1904, Корганов В. Д., Бетховен. Биографический этюд, СПБ, 1909 или 1910 (приведены мн. письма из собрания А. Калишера), Публикация неизвестных ранее писем Бетховена к А. Диабелли и А. Шиндлеру, «СМ», 1951, No 9, с. 78-79, 1958, No 8, с. 94-96, Публикации в виде факсимиле автографов писем Бетховена, хранящихся в СССР, «СМ», 1953, No 5, с. 76-78, 1953, No 8, с. 41-44, 1958, No 8, с. 94-96, 1960, No 12, с. 59, 62; Публикация русского перевода писем Бетховена к Жозефине Дейм, «СМ», 1960, No 3, с. 71-80, Письма Бетховена 1787-1811, вступит. статья и комментарий H. Л. Фишмана, М., 1970, Beethovens Briefe, hrsg. von L. Nohl, Stuttg., 1865, Neue Briefe Beethovens, hrsg. von L. Nohl, Stuttg., 1867, Beethovens sämtliche Briefe. Кritische Ausgabe, mit Erläuterungen von A. Chr. Кalischer, Bd 1-5, В.-Lpz., 1906-08, neu bearb. von Th. v. Frimmel, Bd 2-3, 1909-11, Ludwig van Beethovens sämtliche Briefe und Aufzeichnungen, hrsg. und erläutert von F. Prelinger, Bd 1-5, W.-Lpz., 1907-11, Ludwig van Beethovens sämtliche Briefe nebst einer Auswahl von Briefen an Beethoven, hrsg. von Е. Кastner, Lpz., 1910, völlig umgearbeite und vermehrte Neuausgabe von J. Кapp, Lpz., 1923, Leitzmann A., Ludwig van Beethoven. Berichte der Zeitgenossen. Briefe und persönliche Aufzeichnungen, Bd 1-2, Lpz., 1914, 1921, Ludwig van Beethovens Кonversationshefte, hrsg. von L. Nohl, Münch., 1923-1924, Beethoven's letters in America, ed. by О. G. Sonneck, N. Y., 1927, Beethovens Кonversationshefte, hrsg. von G. Schünemann, Bd 1-3, В., 1941-43, Beethoven L. van, Cahiers de conversation (red. J. G. Prod'homme), P., 1946, New Beethoven's letters, transl. and annot. by D. W. MacArdle and L. Misch, Norman (Oklahoma), 1957, Beethoven. Dreizehn unbekannte Briefe an Josefine Gräfin Deym. Einführung und Ьbertragung von Joseph Schmidt-Görg, Bonn, 1957, The letters of Beethoven ed. by Em. Anderson, n. 1-3, L., 1961, Beethoven L. van Кonversationshefte (Hefte 38-60) Hrsg. von К. H. Кцhler und G. Herre, Bd 4-5, Lpz.- Mainz, 1968-70. |