БИАЛАС (Bialas) Гюнтер (р. 19 VII 1907, Бильшовиц, Верх. Силезия) - немецкий композитор (ФРГ). Изучал композицию в Прусской академии искусств у M. Трапа (1936-38). В 1933-36 инспектор муз. школ в Братиславе, там же в 1939-41 преподавал муз.-теоретич. предметы в Ин-те муз. воспитания при университете, с 1947 - композицию в Муз. академии Сев.-Зап. Германии (Детмольд; с 1950 профессор). В 1959-72 профессор композиции мюнхенской Высшей муз. школы. Был рук. Баховского общества в Мюнхене. В ряде соч. Б. применена двенадцатитоновая техника. Наибольший успех имели кантата «В начале» («Im Anfang», библейская история о сотворении мира в изложении Мартина Бубера с интерлюдиями-медитациями для органа, 1961), оперы «Геро и Леандр» (Мангейм, 1966), «Окассен и Николетт» («Die Geschichte von Aucassin und Nicolette», Мюнхен, 1969), «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Кater, oder Wie man das Spiel spielt», 1974). Среди др. соч. - балет (парафраза на музыку Дж. Мейербера, 1971), сказка «Йоринда и Йорингель» (для голосов и камерного орк., Кассель, 1963), кантаты, произв. для орк. (концерт для 2 струн. оркестров и литавр, 1946; Romanzero, 1956; Invokationen, 1957; Serenata для струнных, 1957; Кводлибет, дивертисмент для камерного орк., 1958; Sinfonia Piccola, 1960; Камерный концерт для 13 струнных, 1970); концерты для разл. инструментов с орк., 3 струнных квартета (1936, 1949, 1969), струн. трио (1936), сонаты для разл. инструментов, хоры, песни на стихи Р. М. Рильке (1946), Ф. Гарсиа Лорки (1957 и 1971), «Книга песен» Эйхендорфа (для хора и 2 гитар, 1966), «Символ» (на текст И. В. Гёте для муж. хора и дух. квинтета, 1967) и др. Большая пр. земли Сев. Рейн-Вестфалия (1954). Пр. Баварской академии изящных искусств (1967) и др. Чл. Баварской академии изящных искусств (1971). |