БЛАХЕР (Blacher), Борис (р. 6 I 1903, Китай) - немецкий композитор. С 1922 живёт в Берлине (ныне в Зап. Берлине). Обучался музыке в Иркутске, Харбине, композиции у Ф. Коха в Берлине (1922-26). Занимался музыкально-теоретич. предметами в Берлинском университете. В 1938-39 преподавал в Дрезденской консерватории, с 1948 - в Высшей музыкальной школе Зап. Берлина (с 1953 её директор), а также на курсах композиции в Австрии и Англии. Среди учеников - Г. Эйнем. С 1968 президент Академии искусств в Зап. Берлине. Как композитор Б. выступил в сер. 30-х гг. с балетной и оркестровой музыкой, к-рая не исполнялась в Германии, исключением стала опера «Княжна Тараканова» (пост. 1941, Вупперталь). Ранние инстр. сочинения написаны под влиянием творчества И. Ф. Стравинского. Инстр. стиль композитора отличается лаконизмом, экономией выразит. средств, изяществом. С 1950 Б. применяет при создании своих произв. т.н. принцип «варьируемых метров», заключающийся в строгом регулировании структур метроритма (постоянная метрич. переменность, использование определённых рядов из групп равных длительностей). Среди произв., созданных по этому принципу, - «Орнаменты» для фп. (1950), «Эпитафия» для струн. квартета памяти Франца Кафки (1951), 2-й концерт для фп. с оркестром (1952) и др. Техника «варьируемых метров» применялась и др. композиторами: Р. Вагнером-Регени, X. В. Хенце, К. А. Хартманом и Г. Клебе (один из учеников Б.). В операх и балетах Б. проявил интерес к совр. темам, склонность к пародии, сатире. Соч.: оперы - Прилив (Die Flut, 1947, Дрезден), Ночная птица (Die Nachtschwalbe, 1948, Лейпциг), Прусская сказка (Preussisches Märchen, 1950, Берлин), Абстрактная опера No 1 (1953, Мангейм), 200 000 талеров (по мотивам повести Шолом-Алейхема, 1969, Зап. Берлин), камерная опера-оратория Ромео и Юлия (1947, Берлин); оратория - Великий Инквизитор (Der Grossinquisitor, часть текста взята из романа Достоевского «Братья Карамазовы». 1948); для орк., в т.ч. симфония (1939), симф. поэма Гамлет (1940); концерт для струн. орк. (1942); концерты с орк. - для фп. (1948, 1952), скр. (1948), альта (1960), влч. (1964), фагота, валторны, трубы, арфы и струнных (1950) и др.; камерно-инстр. произв., в т.ч. пьесы для фп.; песни на сл. Ф. Вольфа; вок. цикл с орк. на тексты из «Евгения Онегина» Пушкина (1965); обр. революц. песен (в сотрудничестве с Э. Бушем), негр. спиричуэлс; музыка к пьесе «Страх и отчаяние в Третьей империи» Брехта и др. Лит. соч.: Einführung in den strengen Satz, В., 1963. |