БОНН (Bonn) - столица ФРГ. 229,4 тыс. жит. (1970). До 17 в. муз. культура Б. была ограничена церк. пением. Муз. центр города (с конца 16 в.) - собор св. Кассиуса. Его хором, состоявшим из учеников монастырских школ, руководил придв. капельмейстер Карла V Ж. Тенье. В 17 в. Б. стал резиденцией кёльнских князей-архиепископов, что сказалось на развитии придв. муз. искусства. Был построен придв. театр, организованы придв. вок. и инстр. капеллы. Представления давались странствующими иностр. актёрами и оперными труппами. В 1778 в Б. открылся Нац. театр (рук. К. Г. Нефе). Впервые на его сцене пост. неск. небольших итал. опер отец Л. Бетховена - Иоганн ван Бетховен. В 18 в. в репертуаре итал. артистов преобладала опера-буффа; нем. труппы ставили в Б. зингшпили местных композиторов и комич. оперы франц., нем. и чеш. мастеров. Позднее ставились дивертисменты, водевили с музыкой местных композиторов (П. Грабелера, А. Мора, И. Кинкеля и др.). В аристократич. кругах Б. получило распространение домашнее музицирование, в котором принимали участие аристократы-меценаты: певица и пианистка графиня М. А. фон Хацфельд (Л. Бетховен посв. ей вариации на тему «Venni amore» - «Приди, любовь!», 1790, изд. 1802), валторнист придв. капеллы и композитор, впоследствии основатель Боннского издательства д'Антуан и др. Участниками и рук. придв. капеллы в 80-е гг. 18 в. были известные итальянские композиторы М. Нери, Дж. Донини, семья Рис, виолончелист Б. Ромберг, флейтист, впоследствии выдающийся теоретик и комп. А. Рейха, органист К. Г. Нефе и юный Л. Бетховен, а также многие высококвалифицированные певцы. В конце 19 в. боннская капелла (обслуживала церковь, дворец и театр) заняла одно из видных мест в Германии. Большую роль в муз. жизни Б. играли светские муз. кружки, соперничавшие между собой. Борьба происходила и между возникшими в Б. в нач. 19 в. многочисл. певч. союзами, большинство которых существовало недолго. Дольше других (1827-49) действовал Боннский певч. союз, созданный из 4 разных союзов (с 1834 его возглавляла И. Моккель). В 1843 был организован союз оркестрантов. Наибольшей остроты борьба муз. союзов и кружков, отражавшая столкновение прогрессивных и консервативных (впоследствии антивагнеровских) кругов, достигла в 1880-е гг., когда из Боннского университета был уволен X. Риман за поддержку Р. Вагнера. С 1848 кружок, руководимый Ф. Хаймзётом, стал городским певческим союзом и в течение 10 лет играл ведущую роль в музыкальной жизни Б. В 1852 городской певческий союз возглавил В. И. фон Василевский, ставший также руководителем Бетховенского союза, объединявшего инструменталистов. Б. был одним из муз. центров, где зародилось немецкий музыковедение. В Боннском университете (осн. в 1818) был создан муз. отдел, который возглавил проф. Г. К. Брейденштейн (с 1826; продолжал работать и в начале 20 в.: в 1919 Л. Шидермайр здесь вёл семинар по музыковедению). В 1927 муз. отдел был преобразован в исследовательский институт. В этом же году, к 100-летию со дня смерти Бетховена, в институте был основан Бетховенский архив (директора - Шидермайр, И. Шмидт-Гёрг). В ведении института находится дом, где родился Бетховен. Б. стал центром изучения его творчества. В Б. имеется консерватория и конц. зал, где каждые 2 года проводятся фестивали камерной музыки, посвященные Бетховену. С 1931 организуются бетховенские празднества. В 1959 построен зал Бетховена. |