БОРОДИН Александр Порфирьевич [31 Х(12 XI) 1833, Петербург- 15(27) II 1887, там же] - русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын груз. (по др. сведениям, татарского) князя Л. С. Гедианова, при рождении Б. записан сыном камердинера князя - Порфирия Бородина. Б. получил прекрасное домашнее образование: владел неск. языками, играл на фп., флейте, виолончели. Уже в детстве определились осн. увлечения Б., ставшие впоследствии его профессиями, - химия и музыка. В 1856 Б. окончил петерб. Медико-хирургич. академию (МХА). Изучая медицину, продолжал заниматься химией под рук. H. H. Зинина. В 1858, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учёными (А. М. Бутлеровым, Д. И. Менделеевым и И. М. Сеченовым), писателями (Н. В. Успенским, М. А. Маркович - Марко Вовчок и др.) и статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена сформировались передовые общественные взгляды Б. Многогранен его облик как просветителя-шестидесятника. Живя в Петербурге, Б. занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Был профессором МХА (с 1864), зав. кафедрой химии (с 1874), академиком (1877), европейски известным учёным-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 науч. трудов, активным участником прогрессивных реформ в МХА, одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872-85). Много времени уделял Б. музыке. Студентом он посещал любительские кружки, играл в ансамблях. В сочинениях 50-х гг. - романсах, фп. пьесах, камерных инстр. ансамблях (струн. и фп. трио, струн. квинтет и секстет и др.), написанных под влиянием венских классиков и Ф. Мендельсона, - ощущается рус. начало, идущее от гор. нар. песни и бытового романса, а также и от творчества М. И. Глинки. Фп. квинтет (1862), последнее произв. раннего периода творчества Б., свидетельствует о проф. композиторском мастерстве, в квинтете проступают черты нац.-эпического, «богатырского» стиля Б. Осенью 1862 Б. познакомился с М. А. Балакиревым, стал членом «Могучей кучки». Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и др. «кучкистов» окончательно сложились муз.-эстетич. взгляды Б. как последователя Глинки, горячего приверженца рус. народно-нац. школы в музыке, определился самостоят. зрелый стиль композитора. Много дало Б. общение с А. С. Даргомыжским, Л. И. Шестаковой, О. А. и А. Я. Петровыми, сёстрами А. Н. и H. H. Пургольд. В 1862-69 Б. написал 1-ю симфонию, оперу-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторич. оперы, искажавшие рус. старину) и неск. романсов (в т. ч. «Спящая княжна» и «Песня тёмного леса»). Ободрённый успехом 1-й симфонии (исп. 1869, дирижёр М. А. Балакирев), Б. приступает к работе над оперой «Князь Игорь» (сюжет предложен В. В. Стасовым) и одновременно 2-й симфонией (впоследствии названной Стасовым «Богатырской»), пишет романсы («Море» и др.). Через 2 года музыка симфонии была полностью сочинена, но завершение партитуры затянулось до 1876 из-за большой занятости Б. науч., обществ. и педагогич. деятельностью. Серьёзно и требовательно относясь к композиторскому творчеству, не терпя дилетантизма, Б. признавал только сосредоточенные и систематич. занятия музыкой. Поэтому почти каждое крупное сочинение создавалось им в течение неск. лет. Особенно долго (18 лет) работал он над оперой «Князь Игорь» (не завершив её). Последнее десятилетие жизни Б. характеризуется неуклонным ростом его композиторской известности и в то же время постепенным угасанием творч. активности. В 1879-81 Б. создал ряд крупных сцен «Князя Игоря», закончил 1-й квартет, написал симф. картину «В Средней Азии», 2-й квартет, романсы (в т. ч. «Для берегов отчизны дальной»), но последние 5-6 лет жизни из-за работы в академии и болезней Б. писал мало (неск. камерных произв., незадолго до смерти начал 3-ю симфонию). Во время поездок за границу (начиная с 1877) Б. сблизился с нем., франц., бельг. музыкантами. Высоко оценил талант русский композитора Ф. Лист (встречам с Листом посв. интересные письма и воспоминания Б.). Произв. Б. исполнялись за рубежом. Для пропаганды творчества Б. особенно много сделали его бельг. почитатели: дирижёр Т. Жадуль, пианистка и меценатка Л. де Мерси-Аржанто. Б. умер скоропостижно (от сердечного пристуца). После его смерти Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов дописали (по материалам автора) и дооркестровали оперу «Князь Игорь». Глазунов записал по памяти и оркестровал 2 части 3-й симфонии Б. Творч. наследие Б. сравнительно невелико по объёму, но отличается высокими художеств. достоинствами и редким внутр. единством, вытекающим из цельности и науч. стройности его мировоззрения. Последователь эстетики А. С. Пушкина и М. И. Глинки, Б. воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты. Сильнейшая сторона его творчества - утверждение положит. начал, высоких обществ. идеалов: идейных, этич., эстетических. Источником оптимизма Б. было осознание духовной мощи рус. народа (к которому он относил крестьянство и разночинную интеллигенцию, противопоставляя им вырождающуюся дворянско-помещичью среду и не менее антипатичную ему буржуазно-мещанскую). Русское богатырское, эпическое - это и есть в первую очередь «бородинское» в музыке. При этом сила народа (в целом или его отд. героев) у Б. почти всегда одухотворённая и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. Эпич. образы пришли в музыку Б. из рус. истории и нар. героич. эпоса. Подобно мн. рус. художникам 60-80-х гг. 19 в., Б. обращался к прошлому, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее. С эпосом у Б. гармонично сочетается лирика - объективная, мужественная, уравновешенная и в то же время наполненная внутренним теплом и страстностью, а порой горячая, пылкая, трепещущая. Подобно эпическим, лирические образы Б., отличающиеся силой, цельностью, этич. возвышенностью, близки по духу глинкинским. Сочный юмор Б. свойствен некоторым образам оперы «Князь Игорь» (Скула и Брошка), скерцо симфоний и квартетов, вок. произведениям («Спесь», «Серенада четырёх кавалеров»). С миром рус. образов у Б. соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока. Следуя традициям Глинки, Б. воплощает то упоительный, полный неги, «знойный», то суровый, воинственный, экстатичный Восток, найдя для каждого из них новые, оригинальные краски. Вместе с тем он даёт широкий синтез разных сторон вост. характера (образ Кончака и Половецкие пляски в «Князе Игоре»). Проявляя глубокое уважение к вост. нац. культурам, Б. выражает исторически прогрессивную идею их единства с рус. культурой («В Средней Азии» и др.). Для стиля Б. (как и содержания творчества) характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливо изложенной летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы. Осн. принцип муз. драматургии Б. - сопоставление взаимно контрастных и внутренне цельных, завершённых образов. Излюбленный приём - длительное развёртывание одного образа, долгое пребывание в одном эмоцион. состоянии. Развитие осуществляется путём сближения контрастных тем, итогом которого является их единство, достигаемое, обычно посредством мелодич. синтеза (взаимопроникновения) или контрапунктич. сочетания. Чаще всего Б. обращается к закруглённым, симметричным формам: сонатной (нередко - без разработки), 3-частной, концентрической, с расположением материала в зеркальной последовательности. Широкие однородные пласты музыки цементируются приёмами мелодич. и ритмич. остинатности, органными пунктами, постепенно «сползающими» басами. Мелодии Б. льются спокойно и плавно. По своему строению (непериодичность, рассредоточенность интонационной выразительности) и ладовой природе (диатоника) они родственны рус. крестьянским песням (обрядовым, эпическим, лирическим). Гармонич. язык в основе своей также диатоничен, хотя и не чужд изысканному хроматизму (здесь Б. соприкасается с композиторами-романтиками, особенно Г. Берлиозом и Ф. Листом). Гармония Б. отличается, с одной стороны, мелодич. насыщенностью (к-рая идёт от нар. полифонии), а с другой - красочностью, достигаемой наложением неск. функций, сочетанием разных (гл. обр. натуральных) ладов, необычным строением аккордов (по квартам и секундам) и т. д. В этой области, как и в других, Б. выступает смелым новатором, предвосхитившим мн. позднейшие завоевания европ. музыки (К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский и др.). Опираясь на нар. музыку (рус. и вост.), Б. нигде не цитирует её. Его метод - обобщённое воспроизведение наиболее характерных, устойчивых признаков фольклора, претворяемых в ориг. муз. образах. Наиболее значит. произв. Б. - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом нац. героич. эпоса в музыке. Либретто (по «Слову о полку Игореве») сочинялось Б. одновременно с музыкой. Первонач. сценарий написал В. В. Стасов, представлявший себе будущую оперу как историч. драму в духе «Бориса Годунова» Мусоргского. Б. же соединил в «Князе Игоре» драм. черты с эпическими, выдвинув на первый план тему защиты Руси от завоевателей, являющуюся главной в древне-рус. эпосе. В опере Б. продолжил традиции «Руслана и Людмилы», тяготея вслед за Глинкой к кантилене как основному средству характеристики образов, к широким и закруглённым оперным формам (ария, хор, ансамбль), к «крупному штриху». Вместе с тем он ввёл в оперу драматические диалоги (в духе Мусоргского), применил гибкие виды речитатива. В «Князе Игоре» объединились черты эпич. оперы и историч. народно-муз. драмы. Б. - один из создателей рус. классич. симфонии. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпич. направлению рус. симфонизма. Уже здесь проявились характерные особенности симф. мышления Б.: богатырский размах, связь с миром рус. нар. былин и сказок, верность классич. формам и своеобразная, основанная на контрастах и синтезе тем, драматургия. Ещё ярче они выступают во 2-й (Богатырской) симфонии (1876) - вершине рус. эпич. симфонизма. По свидетельству Стасова, симфония навеяна образами древнерусских богатырей и легендарного сказителя Бояна. Содержание её - утверждение величия, мощи и патриотизма рус. народа. Популярна симф. картина Б. «В Средней Азии» (1880), построенная на разработке двух контрастных тем: песни русского склада и восточного напева. Среди камерно-инстр. сочинений Б. выделяются 2 квартета. В них преобладают лирич. настроения. Особенной проникновенностью и мелодич. яркостью привлекает 3-я ч. («Ноктюрн») 2-го квартета (1881). Квартетное письмо Б. отличают оригинальность и высокое мастерство. Своеобразны его фп. миниатюры, среди которых наиболее популярны «В монастыре», «Грёзы», «Серенада» и «Ноктюрн» из «Маленькой сюиты», а также «Скерцо» As-dur. Новое слово сказал Б. и в камерно-вокальном жанре. Он первым ввёл в романс образы рус. богатырского эпоса, а с ними - освободит. идеи 60-х гг. 19 в., выразив мечту о пробуждении дремлющих в народе могучих сил («Спящая княжна») и нарисовав картину грозного разгула мятежной нар. стихии («Песня тёмного леса»). Лучшие свойства бородинской лирики - то порывисто-страстной (напоминающей здесь Р. Шумана), то задумчиво-созерцательной, - воплощены в романсах «Отравой полны мои песни», «Из слёз моих», «Фальшивая нота». Сила, глубина трагич. чувства, мудрая сосредоточенность и благородство выражения, величие духа в страдании отличают элегию «Для берегов отчизны дальной» (1881). В камерно-вок., как и в др. жанрах, Б. продолжил и обновил традиции Глинки. Творчество Б. составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на рус. и зарубежных композиторов (А. К. Глазунов, В. С. Калинников, И. Ф. Стравинский, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Огромное значение имели традиции Б. для воплощения народно-эпических образов в рус. сов. музыке (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов и др.), а также для развития нац. муз. культур народов Закавказья и Ср. Азии. Основные даты жизни и деятельности 1833. - 31 X. В Петербурге родился Александр Порфирьевич Б. Мать Б. - петерб. мещанка Авдотья Константиновна Антонова (в замужестве Клейнеке), отец - князь Лука Степанович Гедианов. 1842 или 1843. - Б. пишет первое муз. произв. - польку «Helene» для фп. в 4 руки. 1850. - XI. Б. принят вольнослушателем в Медико-хирургич. академию (МХА). 1852 или 1853. - Пишет скерцо b-moll для фп. в 4 руки (первое у Б. произв. рус. характера). 1856. - 3 III. Оканчивает МХА. Оставлен при академии. - Знакомство с М. П. Мусоргским. 1858. - 3 V. Защита диссертации на степень доктора медицины. 1859. - 27 X. Отъезд из Петербурга за границу (Германия, Франция, Италия) в науч. командировку для усовершенствования в области химии. 1861. - 15 V. Встреча в Гейдельберге с пианисткой В. С. Протопоповой (впоследствии женой Б.), сыгравшей большую роль в расширении муз. кругозора композитора. 1862. - IX. Возвращение в Петербург. - Избрание адъюнкт-профессором МХА по кафедре химии (с 1864 профессор по той же кафедре, с 1874 её заведующий). 1862. - X-XI. Знакомство с М. А. Балакиревым, занятия с ним и работа под его рук. над 1-й симфонией. 1862-65. - Возобновление знакомства с Мусоргским, сближение с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, участие в творческих собраниях Балакиревского кружка. 1863. - 17 IV. Женитьба на Е. С. Протопоповой. 1867. - 6 XI. В Большом театре единств. раз показана опера-фарс Б. «Богатыри». 1868. - 11 XII. В газ. «СПБ. ведомости» помещена первая из 3 критич. статей Б. о симф. концертах в Петербурге (остальные 2 напечатаны 8 II и 20 III 1869). 1869. - 4 I. В Петербурге в концерте РМО под упр. Балакирева исп. 1-я симфония Б. (окончена в 1867). - 18 IV. На муз. вечере у Л. И. Шестаковой Стасов подаёт Б. мысль написать оперу на сюжет «Слова о полку Игореве». - Начало работы над оперой «Князь Игорь». 1870. - X. Выход в свет журн. «Знание» No 1, одним из редакторов которого был Б. (до октября 1871). 1872. - Б. участвует в организации Женских врачебных курсов; начинает читать здесь курс химии. 1875. - VI-VIII. Период активной работы над оперой «Князь Игорь» (во время отдыха в Москве). 1876. - 23 III. В Петербурге в концерте Бесплатной муз. школы под упр. Н. А. Римского-Корсакова исп. хор «Слава» из оперы «Князь Игорь». 1877. - 26 II. В Петербурге в концерте РМО под упр. Э. Ф. Направника исп. 2-я симфония Б. - VI-VIII. Поездка в Германию, знакомство и дружеские встречи с Ф. Листом (в Веймаре и Йене). - Избрание в академики МХА. 1879. - 16 I и 27 II. В Петербурге в концертах Бесплатной муз. школы под упр. Римского-Корсакова исп. ария Кончака, Половецкие пляски и заключит. хор из оперы «Князь Игорь»; 13 XI. - Плач Ярославны, песня Владимира Галицкого и сцена Ярославны с девушками. 1880. - 8 IV. В Петербурге в концерте певицы Д. М. Леоновой исп. под упр. Римского-Корсакова муз. картина для симф. орк. «В Средней Азии». - 8 V. В Баден-Бадене на концерте Всеобщего нем. муз. союза исп. 1-я симфония Б. под управлением В. Вайсхаймера (первое публичное исполнение музыки Б. за границей). 1881. - V-VII. Поездка в Германию, встречи с Листом (в Магдебурге и Веймаре). - XI. Под впечатлением недавней смерти М. П. Мусоргского Б. пишет романс «Для берегов отчизны дальной». 1882. - Знакомство с меценатом М. П. Беляевым, посещение его «пятниц». 1884. - 17 III. В Льеже под упр. Т. Жадуля исп. муз. картина «В Средней Азии». - Начало широкой пропаганды творчества Б. в Бельгии. - 27 XI. Присуждение Б. Глинкинской премии (за 1-ю симфонию). 1885. - VII-IX. Поездка за границу (Германия, Бельгия, Франция). - Последняя встреча с Листом (в Веймаре). - Знакомство с беьг. муз. деятельницей Л. де Мерси-Аржанто, пропагандисткой творчества Б. - В Антверпене Б. присутствует на концертах рус. музыки, где исп. его 1-я и 2-я симфонии, «В Средней Азии», романсы. 1885. XII - 1886. I. Поездка в Бельгию. - Присутствует вместе с Кюи на фестивале русской музыки в Льеже и Брюсселе, где исп. по неск. раз 2-я симфония, «В Средней Азии» и каватина Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь». 1886. - XII. Начало работы над 3-й симфонией. 1887. - 15 II. Смерть Б. от сердечного приступа (во время костюмированного бала профессоров МХА). Соч.: оперы: - Богатыри (опера-фарс, 1867, Большой театр, Москва), Млада (опера-балет, 4-е д., 1872), Князь Игорь (либр. Б. по «Слову о полку Игореве», 1890, Мариинский театр, Петербург); для орк. - 3 симфонии (No 1, Es-dur, 1867; No 2, Богатырская, h-moll, 1876; No 3, a-moll, 1887, не окончена, 1-я и 2-я чч. записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым), муз. картина «В Средней Азии» (A-dur, 1880); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55), струн. трио (Большое, G-dur, до 1862), фп. трио (D-dur, до 1862), струн. квинтет (f-moll, до 1862), струн. секстет (d-moll, 1860-61), фп. квинтет (c-moll, 1862), 2 струн. квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881), Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное соч., 1886) и др.; для фп. в 2 руки - Патетическое адажио (As-dur, 1849), Маленькая сюита (1885), Скерцо (As-dur, 1885) и др.; для фп. в 3 руки - Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное соч. Б., Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878); для фп. в 4 руки - Скерцо (E-dur, 1861), Тарантелла (D-dur, 1862) и др.; для голоса и фп. - Разлюбила красна девица, Слушайте, подруженьки, песенку мою, Что ты рано, зоренька (50-е гг.), Красавица-рыбачка (1854-55); на сл. Б. - Спящая княжна (1867), Морская царевна (1868), Песня тёмного леса (1868), Фальшивая нота (1868), Море (1870); Отравой полны мои песни (1868), Из слёз моих (1871), Арабская мелодия (1881); Для берегов отчизны дальной (сл. А. С. Пушкина, 1881), У людей-то в дому (сл. Н. А. Некрасова, 1881), Спесь (сл. А. К. Толстого, 1884-85), Чудный сад (Septain, 1885); вок. ансамбль - мужской вок. квартет без сопр. Серенада четырёх кавалеров одной даме (сл. Б., 1868-72). Лит. соч. и письма (псевд. - Ъ, - Б.), Концерты Русского Музыкального Общества, «СПБ. ведомости», 1868, 11 дек., No 339 и 1869, 8 фев., No 39; Концерт Бесплатной музыкальной школы. Концерт Русского Музыкального Общества (7-й и 8-й) - «СПБ. ведомости», 1869, 20 марта, No 78; Лист у себя дома в Веймаре, «Искусство», 1883, NoNo 11 и 12; Письма А. П. Бородина, Полн. собр., критически сверенное с подлинными текстами. С предисл. и примеч. С. А. Дианина, вып. 1-4, М. - Л., 1927-50; А. П. Бородин. Новые письма [публикация В. А. Киселёва, В. Е. Сибирского и А. Н. Сохора], в кн.: Музыкальное наследство, т. III, М., 1970, с. 208-39. |