БРЮССЕЛЬ (франц. Bruxelles, флам. Brussel) - столица Бельгии. Ок. 1,1 млн. жит. (1971, с пригородом). Б. был одним из наиболее муз. городов ср.-век. Европы. С 14 в. в Б. существовало Братство инстр. музыкантов. В 1431 герцог бургундский Филипп осн. т. н. Бургундскую капеллу, позже получившую название Королевской. Наибольшего расцвета капелла достигла при Карле Лотарингском (1744-1781), когда её возглавлял де Кроc. Получило распространение церк. хор. пение (в соборах Нотр-Дам-дю-Саблон, Сен-Жак и Сент-Гюдюль). Наибольшую известность приобрела капелла Сент-Гюдюль, созданная ещё в 15 в. Исполнительское искусство певцов и музыкантов Сент-Гюдюль достигло высокого художественного уровня под рук. Т. ван дер Хорста, возглавлявшего капеллу в 1604-39, и его преемника Ж. Тишона (1639-60). Певцы и музыканты Королевской капеллы и церкви Сент-Гюдюль неоднократно выступали совместно при дворе и в соборе. В 17 в. начинает складываться муз. театр. В 1650 была пост. опера придв. комп. Дж. Дзампони «Улисс на острове Цирцеи». Во 2-й пол. 17 в. спектакли давались в спец. зале, отведённом для театр. представлений, с конца 17 в. шли только оперы и балеты. Важным этапом в развитии муз. жизни Б. явилось открытие в 1700 театра «Де ла Монне», спектакли которого могли посещать только придворные. На протяжении полутора столетий в театре, осн. Дж. Бомбардой, показывали как драм., так и муз. спектакли. В сер. 18 в. театр возглавлял Ш. Фавар. Оперная труппа отличалась высоким художеств. и проф. мастерством. Чаще других ставились оперы французский композиторов: П. Монсиньи, Ж. Филидора, А. Гретри, Ф. Госсека. В конце 18 в. репертуар пополнился произв. К. В. Глюка, Д. Чимарозы, Н. Пиччинни. В 1823 в Б. была осн. Королевская школа пения (до этого существовали только церк. школы - метризы). В 1832 школа, преобразованная в консерваторию, заняла ведущее место среди др. консерваторий Бельгии. В 19 в. Консерваторию возглавляли крупные музыканты: Ф. Ж. Фетис (1833-71), Ф. О. Геварт (1871-1908), Э. Тинель (1908-12), под руководством которых она приобрела европ. известность. Здесь преподавали выдающиеся музыканты: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи. По инициативе Геварта при консерватории организовано Концертное общество, дававшее регулярные концерты. В репертуаре были ораториальные произв. Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, К. В. Глюка. С 1865 ежегодно проходили циклы популярных концертов классич. музыки, осн. дирижёром А. Самуэлем. В качестве дирижёров здесь выступали А. Вьётан, Ж. Дюпон, Ф. Рюльман, а также мн. гастролёры, в т. ч. Н. А. Римский-Корсаков, Э. Григ, X. Рихтер, Р. Штраус, А. Никиш, Ф. Вейнгартнер и др. В сер. 19 в. конц. деятельность вела также Ассоциация артистов-музыкантов. В 1884 осн. квартет Изаи, завоевавший мировую известность. С 1885 Л. де Мерси-Аржанто устраивала в Б. «Русские концерты»; в 1884-93 существовало конц. общество «Кружок XX»; в 1894 осн. оркестр Общества концертов Изаи, регулярно выступавший до 1923. В 19 в. расширилась деятельность театра «Де ла Монне», с 1855 ставившего оперные и балетные спектакли. После 1-й мировой войны одним из главных муз. центров Б. становится Дворец изящных искусств, сооружённый но инициативе А. Ле Бёфа (1922). С тех пор основные симф. концерты и выступления известных артистов проходят в залах дворца. В 1927 Ле Бёф основал также Филармонич. общество Б., в 1930 преобразованное в общество «Популярные концерты», которое начало вести регулярную конц. работу, пропагандируя гл. обр. музыку 20 в. Филармонич. общество и консерватория совместно организуют ежегодные циклы Молодёжных концертов. В 40-60-е гг. 20 в. ведущее положение в конц. жизни Б. занимает осн. в 1936 первый проф. гос. оркестр - Национальный оркестр Бельгии. Постоянную конц. деятельность ведёт также Большой симфонический оркестр Национального института радиовещания; институт обладает собственным камерным оркестром, хором и солистами, выступающими как по радио, так и в открытых концертах. Помимо общества «Популярные концерты», Корол. консерватории и Филармонич. общества, в Б. работают также др. конц. организации, в т. ч. общество концертов Э. Изаи, Ассоциация популярных спектаклей и концертов, Интернациональное бюро концертов, Бельг. центр междунар. культурного обмена. Важное значение для пропаганды камерной музыки, гл. обр. старинной, имеет деятельность общества «Про музика антиква», осн. дирижёром С. Кейпе. С сер. 20 в. в Б. систематически проводятся международные муз. конкурсы, которым положили начало конкурсы пианистов и скрипачей им. Э. Изаи, проведённые в 1937-38. Эта традиция была продолжена основанными в 1950 конкурсами им. королевы Елизаветы для пианистов, скрипачей и композиторов. С 1962 проводится конкурс вокалистов, организуемый обществом «Друзья Моцарта». Б. сохраняет положение одного из ведущих центров муз.-театр. искусства Европы. Корол. театр «Де ла Монне» имеет большую труппу, даёт спектакли не только на осн. сцене, но и в здании цирка, где ставятся грандиозные оперные галб-представления и спектакли хореографич. труппы «Балет XX века», основанной и руководимой М. Бежаром. В 1968 при театре открылась также малая сцена, предназначенная для постановок произв. старинного и совр. камерного репертуара. В Корол. консерватории насчитывается ок. 800 студентов и 90 педагогов. Консерватория существует за счёт субсидий, получаемых от правительства, провинциальных и гор. властей. Помимо консерватории, в Б. работают также частные муз. школы, именуемые академиями музыки или консерваториями. В Брюссельском университете существует кафедра музыковедения. В Б. сосредоточены муз. организации: Нац. музыкальный к-т при правительстве страны, Нац. общество композиторов и Бельгийское общество музыковедения (осн. в 1946), а также общество Музыкальная молодёжь Бельгии. Главными хранилищами муз. книг, нот и рукописей в Б. являются б-ки консерватории и Королевская. При консерватории имеется также Музей муз. инструментов, основанный В. Маийоном. |