БУАЛЬДЬЁ (Boieldieu) Франсуа Адриен (16 XII 1775, Руан - 8 X 1834, Жарси близ Парижа) - французский композитор, педагог. Чл. Института Франции (1817). Занимался в певч. школе (метризе) Руанского собора под рук. органиста Ш. Броша. С 15 лет служил органистом в одной из руанских церквей. В 1791 появились сочинения Б. (романсы и фп. сонаты), в 1793 в Руане пост. его первая опера «Виновная дочь» («La fille coupable», на либр. отца). С 1796 жил в Париже. Исполнение в салопах его романсов, фп. пьес и особенно пост. в 1797 трёх комич. опер - «Швейцарское семейство» («La famille suisse»), «Счастливое известие» («L'heureuse nouvelle»), «Пари» («Le pari ou Mombreuil et Merville») принесли композитору известность. С 1798 преподавал в Парижской консерватории (класс фп.). В 1804-11 композитор и капельмейстер придворной французской оперной труппы в Петербурге (в 1808 труппа гастролировала в Москве). Был также инспектором музыкальных классов Петерб. театр. уч-ща (среди его частных учеников - княгиня З. А. Волконская). В Петербурге им было создано и пост. неск. опер, в т. ч. «Алина, королева Голкондская» (1804). Нек-рые из них исполнялись не только на придв. франц. сцене, но и в публичном театре рус. артистами. Кроме того, он писал музыку к водевилям, марши для гвардии. С 1820 Б. - профессор Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников - А. Адан, Ф. Ж. Фетис, П. Циммерман. Б. - крупнейший представитель франц. комич. оперы 1-й трети 19 в. Мн. его произв. пользовались большим успехом, среди них - «Жан Парижский» (1812), «Красная шапочка» (1818) и др. Однако привлекательные своей наивной простотой комич. оперы Б. проигрывали в сравнении с блистательным искусством Дж. Россини. Высшим достижением Б. явилась «Белая дама» (либр. Э. Скриба по мотивам романов «Гай Маннеринг» и «Монастырь» В. Скотта, 1825), положившая начало романтич. направлению в муз.-театр. искусстве Франции. Партитура «Белой дамы» - свидетельство большого мастерства (в значит. мере - результат изучения и творч. претворения достижений Дж. Россини). В ней органично соединяются сочно написанные бытовые сцены, элементы фантастики (Б. нашёл новые приёмы для её воплощения), местный колорит (события протекают в Шотландии). Муз.-драм. действие изобилует контрастными ситуациями, острыми кульминациями. «Белая дама» имела огромный и длительный успех. Восторженную оценку дал опере К. М. Вебер. Наряду с операми существ. область творчества Б. составляет фп. музыка, отличающаяся мелодичностью, изяществом. Эти сочинения - ценный вклад во французскую фп. литературу. Соч.: оперы (ок. 40, некоторые совм. с Л. Керубини, Р. Крейцером, А. М. Бертоном, Э. Мегюлем, Ж. Ф. Лесюэром) в т. ч. Розали и Мирза (1795, «Театр Искусств», Руан), Калиф Багдадский (1800, «Театр Фавар», Париж), Тётушка Аврора, или Неожиданный роман (Ma tante Aurore ou le Roman impromptu, 1803, T-p «Опера комик», Париж), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1804, театр «Эрмитаж», Петербург), Молодая разгневанная женщина (La jeune femme en colere, 1805, Петербург), Телемак (1806, там же), Женщина-невидимка (La dame invisible, 1808, там же), Опрокинутые кареты (Les voitures versees, 1808, там же), Новый помещик (Le nouveau seigneur de village, 1813, театр «Опера комик», Париж), Красная шапочка (Le petit chaperon rouge, 1818, там же), Белая дама (La dame blanche, 1825, там же), Две ночи (Les deux nuits, 1829, там же); концерты - для фп. (1797), для арфы (1800); сонаты для фп.; хоры к трагедии «Гофолия» Расина; 15 сб. романсов (1795-1803), 55 отд. романсов (1795-1834) идр. |