БУЛЛЬ (Bull) Уле Борнеман (5 II 1810, Берген - 17 VIII 1880, Люсё близ Бергена) - норв. скрипач, композитор, собиратель нар. песен и обществ. деятель. С детства слушал игру нар. скрипачей. Нек-рое время обучался игре на скрипке у Ю. X. Паульсена и М. Лундхольма в Бергене. С девяти лет выступал публично. Позднее занимался самостоятельно. В 1830 Б. приехал в Париж, где на его творч. развитие как скрипача оказал влияние Н. Паганини. В 1832 выступил с концертом, в котором приняли участие Г. Эрнст и Ф. Шопен. В 1833 гастролировал в Италии, после 1835 - во мн. др. европ. странах, в т.ч. в России (1838, 1841, 1866, 1867), жил в Петербурге и Москве, сблизился с Н. Г. Рубинштейном, В. Ф. Одоевским, с М. И. Глинкой (в 1847 в Испании). В 1850 основал в Бергене первый норв. театр - Национальная сцена, имевший важное значение для развития нац. культуры Норвегии. С 1851 жил гл. обр. в США. Увлёкшись идеями сенсимонизма, основал в Пенсильвании на собств. средства норв. колонию; однако не порывал связи с родиной, ежегодно приезжая в Норвегию. Б. - один из наиболее самобытных исполнителей романтич. направления; его игра была отмечена нац. своеобразием. Неукротимый темперамент, богатство фантазии, виртуозный блеск сочетались у Б. с поэтич. мечтательностью, с использованием характерных приёмов многогол. игры, идущей от нар. норв. скрипачей - исполнителей на хардингфеле. Его игру высоко ценили И. Иоахим и А. Н. Серов. Творч. деятельность Б. - композитора и фольклориста положила начало расцвету ранней норв. романтич. музыки (до X. Кьерульфа). Он был первым норв. музыкантом, обратившимся к истокам нар. творчества. Его записи и обр. нар. мелодий свидетельствуют о тонком ощущении интонационного и ритмич. своеобразия норв. нар. музыки. В скрипич. произв. Б. - фантазиях и каприччио на норв. нар. напевы уже ясно выявляются характерные черты нац. муз. языка. В них Б. впервые отобразил в муз. литературе сказочный мир троллей и эльфов, позднее получивший столь яркое воплощение у Э. Грига. Одна из ранних фантазий Б. для скрипки с оркестром - «Поездка на сэттер» («Soeterbesoket», 1838) - включает мелодии нац. танцев - слотта и халлинга. Оригинальная мелодия народного склада (средний раздел, Adagio) во многом предвосхищает творчество Грига, на которого Б. имел огромное влияние. Впоследствии на этот лирич. напев Б. М. Бьёрнсон написал текст, и под назв. «Воскресный день пастушки» мелодия Б. стала популярной норвежской песней. Исполнит. искусство Б., его произв., основанные на нар. напевах, и записи фольклора дали толчок развитию нац. муз. школы. Среди др. произв. Б. для скрипки: «Бравурные вариации» («Variazioni di bravura»), «Военный полонез» («Polacca guerriera»), концерт с оркестром e-moll, пьесы на амер. мотивы «Ниагара», «Памяти Вашингтона» («То the memory of Washington»). Ему принадлежат также хоры, в т.ч. мужской квартет «В минуты одиночества» («Jensomme Stunde»), музыка к драм. спектаклям (в т.ч. музыка к пьесе «Горная хижина» Вергеланна). БУЛЛЬ (Bull) Эдвард Хагеруп (р. 10 VI 1922, Берген) - норвежский композитор. В 1952 окончил Парижскую консерваторию у Д. Мийо, затем учился в Высшей муз. школе в Зап. Берлине у Б. Блахера. В своих соч., преим. инструментальных, широко пользуется додекафонной техникой. Автор 3 симфоний (1951, 1955, 1958), 3 сюит - «Оловянный солдатик» («The tin soldier»), «Эскапады» («Escapades»), «Рапсодические пьесы» («Morceaux Rhapsodiques») для оркестра, соч. для инструмента с оркестром - дивертисмента для фп. (1954), 2 концертов для трубы, концертов для фагота, для тромбона, для трубы, валторны и тромбона, для флейты и др., камерно-инстр. ансамблей - дуэта для скрипки и фп. (1956), квинтета для деревянных дух. инструментов «Серьёзные марионетки» («Marionettes serieuses», 1960) и др. |