БУРЯТСКАЯ МУЗЫКА. Бурят. нар. муз. творчество представлено трудовыми, обрядовыми, историч., лирич., хвалебными и др. песнями и инстр. наигрышами. Большим разнообразием отличаются хороводные и игровые песни - танцы ёхор, ягшаа, арбагай, шуумас, ягаруухай, колесуха, тетеэриин наадан и др. Основой ладового строения бурят. нар. музыки является пентатоника, к-рая в своём полном виде встречается в песнях забайкальских бурят. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская обл.) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков. Старинные протяжные песни вост. бурят характеризуются большим диапазоном, широтой дыхания и красотой мелодии. Зап.-бурят. протяжные песни (сэгээ зугаа) отличались импровизац. характером, вариационностью и обилием орнаментики. В годы Советской власти преимущественное развитие получила короткая куплетная песня с чётким ритмом. Среди нар. муз. инструментов: суур, лимбэ (духовые инструменты типа флейты), аман хуур (варган), хуур и хучир (смычковые инструменты), шанза (щипковый). В шаманском и буддийском культах применялись хэнгэрэг, сан, дамаари, дынчик (ударные), ухэр-бурээ, ганлин, бишхуур (духовые) и др. Первые записи бурят. нар. песен были опубликованы И. Г. Гмелиным (1852), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887), А. Д. Рудневым (1909). Широкое собирание, запись, публикация и исследование бурят. муз. фольклора начались лишь при Советской власти (Б. Саямонт, П. М. Берлинский, Г. В. Башкуев, В. И. Морошкин, Б. Б Ямпилов, Д. Д. Аюшеев, Б. В. Олзоев, Д. С. Дугаров). После Великой Oкт. социалистической революции начала развиваться проф. бурят. муз. культура. Большой вклад в её развитие внесли рус. советский композиторы, создавшие ряд произв. на материале бурят. фольклора: П. М. Берлинский (муз. драма «Баир», 3-й акт написал Б. Б. Ямпилов, 1940, Бурят. муз.-драм. театр, Улан-Удэ), М. П. Фролов (опера «Энхэ-Булат-батор», 1940, там же), В. И. Морошкин (муз. драма «Эржен», 1940, там же), Р. М. Глиэр («Героический марш Бурят-Монгольской АССР», 1937), С. П. Ряузов (опера «Мэдэгмаша», 1949; 2-я ред. - «У подножья Саян», 1953, Бурят. театр оперы и балета; балет «Свет над долиной», 1956, там же), Л. К. Книппер (опера «На Байкале», 1948, там же; симф. сюита «Курумкан», 1946). Самобытностью и мастерством отмечено творчество бурят. композиторов: Б. Б. Ямпилова (оперы - «У истоков родника», 1960, Бурят. театр оперы и балета, «Прозрение», 1967, там же, «Чудесный клад», 1970, там же; балеты - «Красавица Ангара», совм. с Л. К. Книппером, 1959, там же, «Патетическая баллада», 1967, там же; оратория «Гудящие сосны», 1965; симф. сюита «Цветущий край, 1953; Симфонические танцы, 1959), Д. Д. Аюшеева (оперная трилогия: «Побратимы», 1958, там же, «Братья», 1961, там же; «Саян», соч. 1967; симф. картины «Таёжные песни», 1964; симф. поэма «Богатая долина», 1970), Ж. Ж. Батуева (балеты - «Во имя любви», совм. с Б. С. Майзелем, 1958, там же, «Цветы жизни», 1962, там же, «Чурумчуку», 1965, Якутск, «Гэсэр», 1967, Бурят. театр оперы и балета, «Джангар», 1971; для симф. орк. - «Колхозная сюита», 1949), Г. Г. Дадуева, С. С. Манжигеева, А. А. Андреева и др. Среди бурят. деятелей искусств: режиссёр, нар. арт. СССР Г. Ц. Цыдынжапов; певцы - нар. арт. СССР Л. Л. Линховоин, нар. арт. РСФСР Б. М. Балдаков, Н. К. Петрова, засл. арт. РСФСР В. П. Манкетов, В. Д. Лыгденова, К. И. Гомбоева-Языкова, засл. арт. Бурят. АССР К. И. Базарсадаев, Д. Ц. Дашиев; артисты балета - нар. арт. СССР Л. П. Сахьянова, нар. арт. РСФСР П. Т. Абашеев, засл. арт. РСФСР Т. Е. Гергесова, засл. арт. Бурят. АССР Ц. Е. Бадмаев, Ф. С. Иванов. В Бурят. АССР работали (1973) Бурят. театр оперы и балета (1948), Филармония (1939), ансамбль песни и танца «Байкал» (1942), Дом народного творчества (1929), музыкальное училище (1931), хореографическое училище (1961), культурно-просветительное училище (1947), Вост.-Сибирский институт культуры (1960), сеть музыкальных школ; Союз композиторов Бурятской АССР (1940). |