БУЗОНИ (Busoni) Ферруччо Бенвенуто (1 IV 1866, Эмполи близ Флоренции - 27 VII 1924, Берлин) - итал. пианист, композитор, дирижёр, педагог и муз. писатель. Чл. Болонской филармонич. академии (1881, с 15 лет), доктор Цюрихского университета (1919). Лауреат 1-го междунар. конкурса им. А. Г. Рубинштейна (Петербург, 1890, пр. по композиции). Композицию изучал под рук. В. Майера (В. А. Реми), по фп. занимался самостоятельно. Концертировал и сочинял музыку с детства. В 1888-90 преподаватель муз. института в Гельсингфорсе (Хельсинки; класс фп.). В 1890-91 профессор Моск. консерватории (класс фп.), в 1891-92 - Новоанглийской консерватории в Бостоне. С 1894 жил в Берлине, где организовал «бузониевские оркестровые вечера» (1902-09) с целью пропаганды новых и редко исполняемых произв. Вёл классы высшего пианистич. мастерства в Веймаре (1901-02), Вене (при Академии музыки, 1907-08), Базеле (1910-13). В 1913-14 профессор и директор по учебной части Музыкального лицея в Болонье. В 1915-1920 жил в Цюрихе. С 1920 профессор берлинской Академии искусств (класс композиции). Неоднократно гастролировал в России, где его последние выступления (1912, 1913), совпавшие с гастролями И. Гофмана, дали повод к т. н. войне бузонистов и гофманистов. Б. - один из крупнейших пианистов, мастер импровизаторского искусства. Его игра отличалась глубиной мысли, самобытностью и оригинальностью трактовки, ослепительной техникой, богатством и разнообразием тембровых красок. Однако часть публики и критики отмечала недостаточную эмоциональность и особенно крайнюю субъективность интерпретации, приводившую порой к изменениям в авторском тексте. Обширный репертуар Б. состоял в основном из произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа; особенно удавались ему Бах и Лист, меньше - Шопен. Вершина деятельности Б.-пианиста - «листовский цикл» (1911, Берлин, 6 вечеров, посвящённых 100-летию со дня рождения Листа). Развитию пианистич. искусства способствовали разработанные Б. методы упражнений («техническая фразировка», «технические варианты») и приёмы перелож. с органа, изложенные в комментариях и приложениях к его редакции 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (1894-97, рус. пер., М., 1941). Широко известны также многочисл. редакции и транскрипции др. сочинений Баха и Листа. Обширно композиторское наследие Б. Сочинения зрелого периода характеризуются смелым новаторством в области гармонии, формы. Недооценивавшиеся при жизни Б., его произв. впоследствии привлекали всё большее внимание муз. мира. Наиболее значит. из них - оперы «Турандот» (1917), «Арлекин, или Окна» (1916), «Доктор Фауст» (1916-24, не окончена); «Контрапунктическая фантазия» для 2 фп. (1922), фп. концерт (1904), 2-я соната для скрипки с фп. e-moll (1898) и др. Взгляды на музыку Б. изложил в книгах и многочисл. статьях, где он полемизировал с рутинёрами, доказывал правомерность «обработок», требовал преобразования оперы, отстаивал принципы «молодой классичности» (junge Кlassizitat), к-рая, по его мнению, должна господствовать в искусстве в противовес романтич. преувеличениям, экспрессионизму, импрессионизму. Б. оказал влияние не только на своих учеников (по фп. - Г. Н. Беклемишев, Э. Боске, А. Браиловский, П. Грейнджер, М. Задора, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др.; по композиции - К. Вейль, Д. Митропулос, Н. Набоков, В. Р. Фогель, Ф. Ярнах и др.), но и на мн. музыкантов, художников, писателей и поэтов. С 1949 в Больцано (Италия) ежегодно проводятся Междунар. конкурсы пианистов им. Б. Соч.: оперы (либр. Б.) - Выбор невесты (Die Brautwahl, по Э. Т. А. Гофману, 1908-10, пост. 1912, Национальный театр, Гамбург), Арлекин, или Окно (Arlecchino о le Finestre, 1914-16, пост. 1917, Муниципальный театр, Цюрих), Турандот (по К. Гоцци, 1917, там же), Доктор Фауст (завершена Ф. Ярнахом, 1925, театр «Королевская опера», Дрезден); для орк. - 4 сюиты (No 1, op. 25, 1888; No 2, op. 34a, 1895, нов. ред. 1903; No 3, op. 41, 1904; No 4, op. 45, изд. 1917), 6 элегий и др.; для инструмента (соло) с орк. - Кonzertstück для фп. (ор. 31а, 1890), концерт для скр. (D-dur, op. 35a, 1899), концерт для фп. (с заключит. мужским хором на сл. А. Г. Эленшлегера, ор. 39, 1904; вариант с финалом без хора - 1906), Индейская фантазия для фп. (ор. 44, 1913), концертино для кларнета (1918); камерно-инстр. ансамбли - 2 квартета (C-dur, op. 19, 1881; d-moll, op. 26, 1889), 2 сонаты для скр. и фп. (C-dur, op. 29, 1890; e-moll, op. 36a, 1898) и др.; для фп. в 2 руки - 6 сонатин (1910-21), Элегии (7 пьес, 1907, изд. 1908), Молодёжи (An die Jugend, 4 пьесы, 1908, изд. 1909), Индейский дневник (Indianisches Tagebuch, 4 этюда, 1915, изд. 1916), Токката (1921, изд. 1922), Фортепианное упражнение (Кlavierübung, 5 тетр., 1918-22; 10 тетр., 1925) и др.; для 2 фп. - Импровизация на тему хорала Баха (1916), Контрапунктическая фантазия (1921, изд. 1922); песни; обработки, в т. ч. для фп. - скр. Чакона, 10 хоральных прелюдий Баха, фантазия Листа на темы оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, для 2 фп. - увертюра к опере «Волшебная флейта», Фантазия для механич. органа, Концертное дуэтино Моцарта, для фп. с орк. - Испанская рапсодия Листа, и др.; ред. - клавирные произв. Баха (25 тт.), все фп. этюды (3 тт.) и фантазия «Дон-Жуан» Листа. Лит. соч.: Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, B., 1907, доп., 1916, 1954 (рус. пер. - Эскиз новой эстетики муз. искусства, СПБ, 1912); Versuch einer organischen Кlavier-Notenschrift, Lpz., 1910; Von der Einheit der Musik… Verstreute Aufzeichnungen, В., 1922 (с нотогр. и библ.), rev. ung erg. - Wesen und Einheit der Musik, В., 1956; Ьber die Möglichkeiten der Oper…, Lpz., 1926; Scritti e pensieri sulla musica. A cura di L. Dallapiccola e G. M. Gatti…, Mil., 1954; О пианистическом мастерстве. Избр. высказывания, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962. Письма: Briefe an seine Frau, Erenbach - Z. - Lpz., 1935; Fünfundzwanzig Busoni-Briefe, hrsg. von G. Selden-Goth, W. - Lpz. - Z., 1937. |