ЦАККОНИ (Zacconi) Лудовико (в миру - Джулио Чезaре) (11 VI 1555, Пезаро - 23 III 1627, Фьоренцуола-да-Фокара, близ Пезаро) - итальянский композитор, певец (тенор), вок. педагог, муз. теоретик. В 1568 вступил в монашеский орден августинцев, в 1575 получил сан священника. Изучал григорианский хорал, мензуральную нотацию и игру на органе у падре П. Луккини, вскоре стал органистом в церкви св. Августина в Пезаро. Овладел также игрой на др. инструментах (клавесин, лютня, виола да гамба), выступал как музыкант и певец в аристократич. домах Анконы и др. городов. С 1577 изучал контрапункт у А. Габриели в Венеции, где прославился как певец и учитель пения под прозвищем «Пезарино». После 1583 продолжил занятия контрапунктом под рук. И. Баккузи в Мантуе и Т. Массаино в Риме. В 1585-91 был «музыкантом и кантором» в капелле эрцгерцога Карла II в Граце, в 1591-95 хормейстером придв. капеллы курфюрста Вильгельма Баварского в Мюнхене. Находясь на службе в Мюнхенской капелле, в 1592 совершил путешествие в Венецию, где опубликовал 1-ю часть своей книги «Практика музыки». После 1595 возвратился в Италию, был проповедником в Генуе, выполнял миссии ордена августинцев. В 1622 в Венеции опубликовал 2-ю часть «Практики музыки». В последние годы жизни был настоятелем монастыря в Пезаро. В муз.-теоретич. трудах Ц. выступает как приверженец контрапунктич. стиля 16 в. и игнорирует зарождение нового гомофонного муз. склада. В 1-й части «Практики музыки» стремится научить певцов придавать более совр. звучание контрапунктич. соч., вводя в них разл. рода мелодич. украшения, диминуции. 2-я часть этого труда посв. контрапункту, в особенности импровизации певцами контрапунктирующих голосов к cantus firmus. В трактате «Музыкальные каноны» («Canoni musicali proprii e di diversi autori co'le loro divisioni partiture e narrazioni et interpretazioni…», рукопись) Ц. рассматривает разновидности канонов, привлекая муз. образцы собственного соч. и произв. др. авторов. Ценность трудов Ц. определяется тем, что в них обобщено учение о контрапункте и дано ясное представление об исполнит. практике кон. 16 в. (особенно об искусстве диминуции), а также о применявшихся в то время муз. инструментах. Автор вок. и инстр. произв.: канонов, ричеркаров для органа и др. (многие сохранились в рукописи). Ему принадлежит также «Автобиография» (рукопись). Соч.: Prattica di musica utile et necessaria si al compositore per comporre i canti suoi regolatamente, sм anco al cantore per assicurarsi in tutte le cose cantabili, Venezia, 1592; Prattica di musica. Seconda parte. Divisa in quattro libri. Ne quali primamente si tratta de gl'elementi musicali, Venezia, 1622; обе части переизданы в серии: Bibliotheca musica Bononiensis, sez. 2, No 1-2, Bologna, 1967. |