CAMBIATA (камбибта, итал. - обменная нота, от cambiare - изменять) - термин, применявшийся в теории музыки 17-18 вв.; обозначает диссонирующий звук, появляющийся на месте консонирующего. Различают 2 вида С., названные по имени определивших их теоретиков. 1-й вид С. - cambiata А. Берарди - диссонирующий проходящий звук, попадающий на относительно сильную долю: Согласно представлениям 18 в., в приведённом примере С. являлись не только 3-я, но и 4-я четверть, поскольку они «поменялись местами» - диссонирующий звук появился на относительно сильной доле, консонирующий - на слабой. 2-й вид С. - cambiata И. Фукса - замена консонирующей сексты диссонирующей септимой. После септимы следует ведущий к консонансу нисходящий терцовый скачок; если достигаемый этим скачком звук приходится на слабую долю, верхний голос после терцового нисхождения поднимается на секунду, что некоторыми авторами (К. Еппесен) рассматривается как запоздалое разрешение диссонанса; если сменяющий С. звук приходится на относительно сильную долю, верхний голос может идти на терцию вверх: Оба вида С. широко применялись Палестриной; все встречающиеся в его музыке неразрешённые диссонирующие звуки связаны с cambiata Фукса. |