CANTABILE (кантббиле, итал., букв. - певуче, от cantare - петь; франц. cantable). 1) Певучесть, напевность мелодики. В кон. 17-18 вв. она становится важнейшим позитивным эстетич. критерием не только по отношению к вокальной, но и к инстр. музыке. Так, Л. Моцарт определяет напевность как «прекраснейшее в музыке» («Versuch einer gründlichen Violinschule», 1756); P. Э. Бах рекомендует каждому музыканту (композитору) слушать хороших певцов и изучать вокальное искусство, чтобы научиться «мыслить напевно» (см. «Versuch ьber die wahre Art das Clavier zu spielen», Bd 1, 1753). 2) Певучесть, напевность исполнения музыки. Требование певучего, напевного исполнения приобретает особое значение одновременно с утверждением представления об эстетич. ценности этих качеств. Напр., И. С. Бах отмечает, что певучесть является осн. целью при обучении исполнению полифонич. музыки («Aufrichtige Anleitung», 1723). Со 2-й пол. 18 в. обозначение С. часто выставляется вместе с обозначением темпа произв. или его части, указывая на характер музыки (В. А. Моцарт - Andante cantabile con espressione в сонате для фп. a-moll, К.-V. 281; Л. Бетховен - Adagio cantabile в сонате для скрипки и фп. ор. 30 No 2; П. И. Чайковский - Andante cantabile в квартете ор. 11). Встречаются и самостоятельные произв. с назв. С. («Кантабиле» Ц. А. Кюи для виолончели и фп.). |