ЦАРЛИНО (Zarlino) Джозеффо [вероятно, 22 IV (по др. данным, 31 I или 22 III) 1517, Кьоджа, близ Венеции - 14 (по др. данным, 4) II 1590, Венеция] - итальянский композитор, муз. теоретик и эстетик. Получил гуманистич. образование. Занимался также теологией, в юности вступил в орден францисканцев. Служил в кафедральном соборе певцом и органистом. Муз. образование завершил в Венеции у А. Вилларта. С 1565 возглавлял капеллу собора св. Марка (здесь сотрудничал с А. Падовано, К. Меруло, А. и Дж. Габриели), одноврем. был капелланом в церкви Сан-Северо, состоял в капитуле собора в Кьодже. Среди его учеников - Меруло, Дж. Кроче, Дж. Дирута, В. Галилеи, Дж. М. Артузи. Общался с художниками Тицианом, Я. Тинторетто (вместе с ними избран в Венецианскую академию славы). Писал духовные (мессы, мотеты) и светские (мадригалы) произв. (сохранились лишь немногие изданные при жизни соч., большая часть рукописей утеряна). Известность принесли Ц. муз.-теоретич. труды: «Установления гармонии» (1558), «Доказательства гармонии» (1571), «Музыкальные добавления» (1588). Его капитальный труд в 25 книгах «El melopeo perfetto» утрачен. Ц. принадлежат также философские и теологич. трактаты. «Установления гармонии» - осн. науч.-теоретич. и эстетич. исследование Ц. Обобщив опыт преподавания композиции, он создал учение о контрапункте, принципиальные положения которого поныне сохраняют значение для определения норм строгого стиля. В частности, Ц. санкционирует необходимость развитости полифонич. голосов в сочетании с гармонич. полнотой (запрещения прямого движения к приме и от неё, перечений, несовершенных консонансов, движущихся по целым тонам). Он выдвигает требование разнообразия ритмич. комбинаций, определяет способы кадансирования, квалифицирует (в отличие от традиции) несовершенные консонансы как «приятные», рекомендует использование диссонансов «как фона», делающего рельефной красоту консонансов, и описывает способы их употребления (задержание, его нормы и разновидности). Характеризуя имитацию, фугу (см. Фуга, 2), остинато, Ц. положил начало теории форм. Наибольшее значение имеют введение понятия темы (голос, проводящий cantus firmus в осн. виде - soggetto, в изменённом - passagio) и исследование тройного контрапункта (С. И. Танеев в своей работе «Подвижной контрапункт строгого письма» приводит примеры из труда Ц. «Установления гармонии»; см. § 85, 111, 130, 272). Ц. заложил фундамент учения о гармонии. Применявшаяся прежде в пифагоровом строе б. терция в условиях развившегося многоголосия звучала неудовлетворительно, с биениями. Этого недостатка лишён т. н. чистый строй, за основу которого Ц. принял квинту и суженную (примерно на 1/10 тона) б. терцию. Показав возможность использования б. терции как консонанса, Ц. обосновал совершенную гармонию - трезвучие и выдвинул теорию двух наклонений, объясняя мажорное трезвучие гармоническим (1:1/2: 1/3:1/4:1/5:1/6), a минорное арифметическим (1:2:3:4:5:6) делением струны. Ц. обратил внимание на мажорность и минорность всех ладов, доказал практич. необходимость включения ионийского и эолийского ладов в систему остальных ладов на равных с ними правах. Он выступал за разумное применение хроматизма, в то же время полемизировал с совр. ему венецианскими композиторами, злоупотреблявшими хроматикой. В трудах Ц. нашли воплощение принципы муз. эстетики Ренессанса. Почитатель античного искусства, он часто ссылался на Платона, Птолемея, использовал некоторые положения Аристотеля. Эстетич. взгляды Ц. наиболее полно воплощены в его учении о гармонии. В отличие от ср.-век. эстетиков, Ц. считал, что мир полон гармонии: объективная гармония мира соизмерима с гармонией человеческой души, а сама музыка есть союз человеч. познания с гармонией природы. Ц. развил гуманистич. мысль о центр. положении человека в мире, причём из всех чувств наиболее полезным считал слух (в своих суждениях опирался прежде всего на слуховое восприятие). Под влиянием эстетики Возрождения Ц. выдвинул положение о неразрывности слова и музыки, о единстве теории и практики. Ц. возражал против использования музыки как средства развлечения, подчёркивал свойственное ей единство этического и эстетического, считал музыку важным элементом гуманистич. воспитания. Труды Ц. подводят итог целому периоду в развитии европ. муз.-теоретич. и эстетич. мысли. Будучи наследником Й. Тинкториса, Глареана, Ф. Гаффори, Фольяно, он в то же время явился предвестником стилистич. переворота в музыке, совершившегося на рубеже 16-17 вв. Издания (муз. соч.): Quinque vocum moduli, Venezia, 1549; 3 Lectiones pro mortuis, в сб.: Cipriani de Rore et aliorum auctorura motetta 4 voci, Venezia, 1563; Modulationes sex vocum, Venezia, 1566; [2 мотета], в изд.: Torchi L., L'arte musicale in Italia, v. 1, Mil., 1897; [Мотеты и др.], в изд.: Das Chorwerk, Bd 77, Wolfenbüttel, 1961 (публикация R. Flury). Лит. соч.: Le istitutioni harmoniche…, Venezia, 1558, факсим. переизд., N. Y., [1965], 1573, факсим. переизд., [Ridgewood], 1966 (рус. перевод фрагментов - Установления гармонии, пер. О. П. Римского-Корсакова, в кн.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966); Dimostrationi harmoniche, Venezia, 1571, факсим. переизд., [N. Y.], 1965, переизд. [Ridgewood], 1966 (рус. пер. фрагментов - Доказательство гармонии, пер. М. В. Иванова-Борецкого, в кн.: Музыкальная эстетика…, М., 1966); Sopplimenti muslcali, Venezia, 1588, факсим. переизд., [N. Y.], 1966. Полн. собр. соч. - De tutte l'ореrе del r. m. Gioseffo Zarlino…, v. 1-4, Venezia, 1588-89.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия