ЦЕЛЛЕР (Zeller) Карл Иоганн Адам [19 VI (по др. сведениям, 19 VII) 1842, Санкт-Петер-ин-дер-Ау, Ниж. Австрия - 17 VIII 1898, Баден, близ Вены] - австрийский композитор и пианист. В детстве обладал красивым голосом (сопрано), играл на разл. инструментах, учился игре на органе у И. Брандштеттера. С 1853 пел в Венской придв. капелле. Позже изучал право в Венском университете. По композиции занимался у З. Зехтера. С 1873 референт по вопросам искусства в Мин-ве просвещения Австрии. В 90-е гг. жил в Америке и Юж. Африке. Осн. область творчества Ц. - произв. для муз. театра. Представитель венской классич. оперетты, Ц. продолжил традиции Ф. Зуппе, И. Штрауса, К. Миллекера. Опереттам Ц. присущи мелодич. ясность, стройность муз. драматургии, мастерское построение финальных сцен. В музыке Ц., опирающейся на австр. фольклор, ощущается влияние нац. зингшпиля. Особую известность завоевали оперетты «Продавец птиц» и «Старший штейгер» (на рус. сцене - под назв. «Мартин-рудокоп»). Соч.: комич. оперы - Джоконда (1876, «Т-р ан дер Вин», Вена), Форнарина (1878, Мюнхен); оперетты - Капитан Николь, или Карбонарии (Capitan Nicol, oder Die Carbonari, 1880, «Карлстеатр», Вена), Бродяга (Der Vagabund, 1886, там же), Продавец птиц (Der Vogelhändler, 1891, «Т-р ан дер Вин», Вена), Старший штейгер (Obersteiger, 1894, там же), Хозяин погребка (Der Кellermeister, 1901, «Раймунд-театр», Вена); лидершпили - Кёльнское празднество дураков (Das kölnische Narrenfest, 1868, Вена), Ночь св. Фомы (Thomasnacht, 1868, там же); песни на сл. R. Бернса, хоры и др. |