ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУЗЫКА. Музыкальный фольклор Центральноафриканской Республики (ЦАР) многообразен, что является результатом взаимообогащения культур многочисл. племён, населяющих страну. Муз. творчество народов ЦАР включает две осн. сферы: коллективное исполнение обрядовых действ (пение солистов и хора, танцы, пантомима, инстр. сопровождение), связанных с важнейшими событиями в жизни общины (инициация, приготовление к охоте и др.), и сольное исполнение проф. певцами-музыкантами ва-гбо нгомби (у народа нгбака), би-йа-бия (у нзакара) историч. эпоса, лирич. повествований, басен, причитаний и др. (пение, речитация, иногда сопровождаемые пантомимой). В коллективных песнях широко используется антифон (солист - хор или перекличка 2 хоров). У нгбака мелодика песен богата мелизматикой, каждый новый запев начинается с другого звука. В песне-танце «Икюмелела набоикинда» (произошёл от обрядов тайного общества «людей-пантер») муз. ткань полифонизируется за счет остинато одной из групп хора. Для песен характерны короткие мотивы, нисходящее мелодич. движение, пентатонич. лады (полутоны встречаются лишь в песнях мпийемо и кака), реже гексатоника. Обычно хор. пение сопровождается игрой на барабанах. У нгбака популярны ансамбли из 4 барабанов нгили (двухсторонние деревянные барабаны в форме усеченною конуса), к которым добавляются металлич. колокол макембе, погремушки, трещотки. Распространено также парное пение, при котором зачастую возникает канон (напр., в песне кака «Киланго танга»). Проф. музыканты ва-гбо нгомби исполняют песни (обычно лирические) под аккомпанемент 2-струн. арфы нгомби (имеет пантатонич. звукоряд в 2 октавы). Эти лирич. песни-повествования включают речитации. Начинаются они обычно инстр. прелюдированием, в котором устанавливаются лад и темп. Нек-рые песни (особенно эпические) сопровождаются игрой на санза кембе (инструмент имеет трапециевидный корпус с 12 гибкими металлич. язычками). Би-йа-бия аккомпанируют себе на 5-струн. арфе. Их песни и речитации - это «импровизация до изнеможения». Самобытно муз. искусство пигмеев ба-бензеле - охотников и кочевников, населяющих тропич. леса юго-запада ЦАР. Для них характерны хор пение (сольное исполнение практически отсутствует), полифоничность муз. ткани, богатая мелизматика У ба-бензеле существует особый тип пения - мокомби (включает трели, звукоподражат. эффекты, приемы вокализации с резкими переходами от низкого регистра к фальцету, как в йодлях). Хор. песни в стиле мокомби основаны на пентатонике, диапазон мелодий часто превышает октаву. В песнях пигмеев используются 3 осн. ритма, применение которых строго регламентировано, - джобоко (для праздничных песен), муйя (для магических), бондо (применяется во мн. песнях). Инструментарий ба-бензеле довольно разнообразен: односторонние деревянные барабаны ндуму (семейство ндуму состоит из «мужского» барабана мотопая, «женского» - майгу, «детского» - мона), погремушки авоко, ножные трещотки мангазе, 5-струн. арфа вондо; особую роль выполняет свисток хиндеву (дл. 7-8 см; номинально дает один тон, однако исполнители «выпевают» и высвистывают на нем ряд звуков). Своеобразным жанром музыки ЦАР являются мимич. сказки, зачастую представляющие собой комич. сценки, которые исполняются солистом (поет куплеты) и хором. В период колониальной зависимости некоторые традиц. муз. формы исчезли. После образования ЦАР (1960) развернулась деятельность по возрождению, сохранению и развитию нац. муз. искусства. Большую работу ведут находящиеся в Банги Служба искусств и культуры (рук. Ж. R. Зана), Отдел нар. искусств и традиций Нац. музея Бартелеми Боганды (здесь собрана коллекция записей традиц. музыки). В Банги находится Нац. школа искусств (создана в 1967), где преподаются музыка, танец, драм. и пластич. искусства. Среди исполнителей традиц. музыки ЦАР - ва-гбо нгомби Гастон Лекема и Бенибанди, ба-йа-бия Гбианзоло, исполнитель мимич. сказок Мангало. |