ЦИМБАЛЫ (польск. cymbaly, от лат. cymbalum, греч. kumbalon - кимвал) - струн. ударный и щипковый муз. инструмент. Имеет плоский деревянный резонансовый корпус трапециевидной формы, 2-5-хорные металлич. (ныне стальные) струны, часть которых делится передвижной подставкой на 2 неравных отрезка (в пропорции 2:3, часто в соотношении квинты). Строй нар. Ц. - диатонический, усовершенствованных - хроматический. Диапазон Е - е3. Для игры Ц. устанавливаются на столе, на коленях либо подвешиваются на ремне через плечо. Играют на Ц., ударяя 2 деревянными палочками, крючками (изготовляются кустарным способом) или молотками, а также при помощи щипка, приглушают струны предплечьем. Ц. обладают ярким, долго не затухающим звуком. Ц. - древнейший муз. инструмент вост. происхождения; использовались в играх, обрядах. Упоминание о Ц. встречается в документе 16 в. Распространены на Украине, в Белоруссии (один из осн. традиц. нар. инструментов; называются цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки), а также (аналогичной конструкции) в Молдавии (цамбал), Армении (сантур), Грузии (сантури, цинцила), Узбекистане (чанг) и др. В Зап. Европе были известны под назв. хакбретт (от нем. Hackbrett) и получили наибольшую популярность в 18 в. Разновидности Ц. распространены в Польше, Венгрии, Словакии. В кон. 19 в. Ц. реконструированы будапештским мастером В. Шундой; усовершенствованные Ц. имеют 35 хоров четверных, тройных и двойных струн. демпферный механизм; устанавливаются на 4 ножках. Венг. Ц. И. Ф. Стравинский ввёл в партитуры «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана» и Регтайма для 11 инструментов. Применяются в ансамблях и для сольного исполнения. В совр. оркестры нар. инструментов входит семейство хроматич. Ц. (прима, альт, бас, контрабас). В конц. Ц. диапазон расширен до 3Ѕ октав. Семейство таких Ц. - основа Гос. нар. оркестра БССР им. И. И. Жиновича. В числе старых белорус. мастеров, изготовлявших Ц., - И. Новик, В. Рогач, П. Гребеньков. Среди совр. исполнителей - И. И. Жинович, А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович и др. |