ЦИММЕРМАН (Zimmermann) Борнд (Бернхард) Алоиз (20 III 1918, Блисхайм, близ Кёльна - 10 VIII 1970, Кёнигсдорф, близ Кёльна) - немецкий композитор (ФРГ). Чл. Академии искусств Зап. Берлина (1965). Учился у Г. Лемахера и Ф. Ярнаха в Кёльне, после 2-й мировой войны - на интернац. летних курсах в Дармштадте у В. Фортнера и Р. Лейбовица. В 1950-52 преподавал теорию музыки в Ин-те музыкознания при Кёльнском университете, с 1958 - композицию в кёльнской Высшей муз. школе. Один из представителей авангардизма. Соч.: опера Солдаты (Soldaten, 1960; 2-я ред. 1965, Кёльн); балеты - Контрасты (Кontraste, Билефельд, 1954), Алагоана (1955, Эссен, первоначально пьеса для орк., 1950), Перспективы (Perspektive, 1957, Дюссельдорф), Белый балет (Ballet blanc…, 1968, Шветцинген); кантата Хвала глупости (Lob der Torheit, по И. В. Гёте, 1948); симфония (1952; 2-я ред. 1953) и др. произв., в т.ч. электронная музыка для Всемирной выставки в Осака (1970). ЦИММЕРМАН (Zimmermann) Пьер Жозеф Гийом [19 (или 17) III 1785, Париж - 29 X 1853, там же] - франц. педагог, муз. теоретик, композитор. Род. в семье фи. фабриканта. Муз. образование получил в Парижской консерватории у Ф. А. Буальдьё (фп.), Ш. С. Кателя, Л. Керубини (композиция). Ц. - один из крупнейших представителей франц. фп. школы, продолжатель традиций Л. Адана и Ф. Калькбреннера. С 1811 репетитор, с 1816 профессор Парижской консерватории по классу фп., с 1826 по классам фуги и контрапункта, в 1848-53 гл. инспектор фп. классов. Среди его учеников - Ш. Алькан, Ж. Бизе, III. Гуно, Л. Лакомб, А. Ф. Мармонтель, Ж. Э. Падлу, Э. Прюдан, Ж. Равина, А. Тома, С. Франк. Автор работ учебно-методич. характера, в т. ч. «Энциклопедии пианиста и композитора» («Encyclopedie du pianiste-compositeur», 1840), в которой наряду с технич. упражнениями значит. внимание уделено вопросам стиля, фразировки, учению о гармонии и полифонии, и «Популярной фортепианной методы» («Methode populaire de piano», 1844) для начинающих. Этюды Ц. высоко ценил Ф. Лист, а «Энциклопедия…» и ныне используется в практике франц. пианистов. Заметную роль в муз. жизни Парижа сыграл муз. салон Ц., где выступали Ф. Лист, Ф. Шопен, П. Виардо, Ж. Л. Дюпре, Ш. Берио, Т. Дёлер, А. Осборн, Ан. и Ап. Контские и др., часто исполнялась камерная музыка. Ш. Гуно (был женат на дочери Ц.) посв. его памяти «Торжественную мессу в честь св. Цецилии» (1855). Соч.: оперы - Похищение (L'Enlevement, 1830, Париж, «Опера комик»), Навзикая (Nausicae; соч. после 1830, не пост.); 2 концерта для фп. с орк.; для фп. - 24 этюда, соната, фантазии и вариации на оперные арии, рондо, кадриль с вариациями и др.; 6 тетрадей песен; романсы. ЦИММЕРМАН (Zimmermann) Юлий (Юлиус) Генрих (22 IX 1851, Штернберг - 25 IV 1922, Берлин) - муз. издатель и владелец фабрики муз. инструментов в России. По национальности немец. В 1876 осн. в Петербурге нотное издательство, позднее - его отделения в Москве (1882), Лейпциге (1886), Лондоне (1897), Риге (1903). В этом же году открыл нотно-муз. магазин и мастерские по изготовлению медных и деревянных духовых инструментов. Изд-во сыграло определённую роль в развитии рус. музыки. Здесь впервые опубликованы мн. произв. М. А. Балакирева, С. И Танеева, С. М. Ляпунова, А. Т. Гречанинова, Н. К. Метнера и др. крупных русский композиторов. Ц. издавал также произв. совр. нем. и австрийский композиторов, популярные песни, танц. музыку и др. Со временем Ц. расширил производство муз. инструментов (изготовлялись струнные, фортепиано и др.). Инструменты фирмы Ц. не отличались высоким качеством и не удовлетворяли проф. требованиям, но находили большой спрос у любителей. Магазины Ц. торговали всем, что имело отношение к музыке, вплоть до появившихся в этот период граммофонов, граммофонных пластинок, пианол и др. В начале 1-й мировой войны 1914-18 фирма Ц. в России прекратила существование. Осн. ее деятельность с этого времени проходила в Лейпциге. В 1929 муз. издательство отделилось от фирмы и стало самостоят. «Музыкальным издательством Вильгельма Циммермана в Лейпциге». После 2-й мировой войны 1939-45 издательство находится во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Г. Н. Павлов. |